Меню

Во время крымской войны медицинский уход за солдатами осуществляли

Сёстры милосердия Крымской войны — основатели культурных традиций сестринского дела в России

Дата публикации: 09.07.2015 2015-07-09

Статья просмотрена: 9127 раз

Библиографическое описание:

Сёстры милосердия Крымской войны — основатели культурных традиций сестринского дела в России / М. Д. Беляева, Е. С. Вилкова, Л. А. Зайнуллина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21019/ (дата обращения: 15.08.2021).

The main role in the cultural potential of professional nurses play a charitable cause. Spiritual principles underlying the works of mercy nurses were actively formed during the Crimean War effort sisters Holy Cross community. Since the time of the Crimean War in the profession imbued with, in addition to nursing care, psychological support patient care and respect, non-discrimination and other components of the culture.

Key words: sisters of Charity; spiritual principles; cultural potential of nurses

Главную роль в культурном профессиональном потенциале медицинских сестер играют милосердные дела [1]. Духовные начала, лежащие в основе милосердных дел медицинских сестер, стали активно формироваться во времена Крымской войны усилиями сестер Крестовоздвиженской общины. Со времен Крымской войны в профессию прониклись, помимо сестринского ухода, психологическая поддержка пациента, уважение и забота, исключение дискриминации и другие компоненты культуры.

Поясним вышесказанное на конкретных примерах.

6 ноября 1854 г. в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных воинах, открытая на собственные деньги великой княгиней Еленой Павловной, родной сестрой русского императора Николая I. Целью общины была забота о раненых в госпиталях и перевязочных пунктах, находившихся буквально на самом поле боя. Великая княгиня призвала российских женщин вступать в новообразованную общину, чтобы «принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия».

Членами общины сестер милосердия становились женщины всех сословий: дочери, жены и вдовы дворян, государственных советников, чиновников, офицеров, помещиков и купцов. Наравне с ними в Крестовоздвиженскую общину принимали и женщин из низов, порой плохо знающих грамоту, однако горящих тем же патриотическим воодушевлением — и к тому же более умелых и трудоспособных

Труд сестер милосердия требовал исключительной самоотверженности, мужества и терпения, отнимал много душевных и физических сил. Их работа не оплачивалась, община обеспечивала их лишь питанием и одеждой. Сестры помогали врачам бороться с тифом и гангреной, неотлучно находились около тяжелобольных: купали, перевязывали, кормили, писали за них письма домой. Большинство сестер сами перенесли тиф, многие, вынося раненых с поля битвы, получили ранения или были контужены.

В письмах жене Н. И. Пирогов отмечал, что сестры «…день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и за смотрителями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий» [2].

Для описания служения медсестер Крымской войны мы проанализировали их биографию, раскрывающую милосердное служение.

Екатерину Михайловну Бакунину называли «идеальной сестрой милосердия». Внучатая племянница великого полководца М. И. Кутузова проявляла истинный героизм. Одна из наиболее образованных, опытных и самоотверженных сестер, она участвовала в работе больше других, часто бессменно помогая хирургам во время самых трудных и тягостных операций, следующих одна за другой. Не раз ей приходилось проводить у операционного стола без перерыва двое суток подряд.

После окончания войны Бакунина предприняла попытку создать новую сестринскую общину, построенную на несколько иных принципах. Она выступала против религиозности как основного мотива и главного идеологического фундамента милосердия. По мнению Екатерины Михайловы, на смену религии должны были прийти, говоря современным языком, общечеловеческие принципы гуманности и морали. Кроме того, религиозность членов общины мешала дальнейшему образованию сестер, ограничивая их мировоззрение, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. К сожалению, княгиня Елена Павловна не разделяла взглядов Бакуниной, и Екатерина Михайловна покинула общину навсегда, отказавшись от почетной роли сестры — настоятельницы.

Читайте также:  Алоэ растение комнатное уход полив пересадка

Бакунина поселилась в собственном имении, расположенном в Тверской губернии, и основала там деревенскую больницу, где могли бесплатно получать помощь живущие в округе крестьяне. Таким образом, Е. М. Бакунина по праву можно назвать не только героиней Крымской войны, но и родоначальницей медицины на селе.

Дарья Севастопольская считается первой военной медсестрой времен Крымской войны. Установлено, что Севастопольской Дарью назвала людская молва — по имени города, в которой она работала сестрой милосердия. Настоящая фамилия этой девушки из народа — Михайлова.

Дарья Лаврентьева Михайлова, в те годы 17-летняя Даша, сирота, благодаря своей отваге и самоотверженности снискала славу и уважение, а сам государь Николай I наградил ее золотой медалью, владимирской лентой, содержащий надпись «За усердие».

В мире есть медаль имени Флоренс Найтингейл, которой отмечают выдающихся медицинских сестер. А медали Даши Севастопольской мы так за все эти долгие годы и не завели… И это при том, что Найтингейл в поле не работала: она была медсестрой в Стамбуле. Три раза она приезжала в Балаклаву для инспекции. В этом отличие английской медсестры от нашей Даши, которая, взвалив на себя раненого, ползком тащила его с поля боя.

Вслед за Дашей ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки — жены, сестры и дочери участников обороны. А Великая княгиня Елена Павловна, вдова младшего брата императора Николая I, обратилась к женщинам России с призывом помочь раненым в осажденном Севастополе. В том же 1854 году Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, а уже в ноябре первый её отряд приехал в осажденный Севастополь. Н. И. Пирогов, руководивший работой женщин, писал: «Их рвению и деятельности при хождении за больными, их подлинно-стоическому самоотвержению нельзя было довольно надивиться. Малейшие желания страждущих, даже их капризы, выполнялись сестрами самым добросовестным образом. В короткое время уже видны были плоды их. самоотвержения». Сестры милосердия проводили по 17 часов в сутки в госпиталях, не жалея сил и здоровья, раздавали раненым свое жалованье, пищу, белье. Благодарность воинов была безгранична: «матери наши» — звали они сестер милосердия.

Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо «скидки», да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.

В письмах жене Н. И. Пирогов так рассказывает о Даше Севастопольской: «…Движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и в госпиталях с таким самопожертвованием помогла раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства…» [2].

Александра Травина была вдовой государственного служащего невысокого ранга. Рапортуя о своей деятельности медсестры, Александра лаконично, скромно, без всякого пафоса и похвальбы кратко сообщала: «Опекала шестьсот солдат в Николаевской батарее и пятьдесят шесть офицеров».

Читайте также:  Выплата по уходу за пожилым человеком в период пандемии

Марина Григорьева — вдова чиновника, почти бессменно дежурила в палатах, выделенных для умирающих от ран. Она облегчала их муки, как могла — и словом, и заботой, находясь рядом до самых последних их минут.

Истинный героизм проявила и Екатерина Будберг, баронесса, сестра знаменитого русского писателя А. С. Грибоедова. В то время, когда из-за сплошного огня артиллерии многие мужчины не смели и головы поднять, Екатерина Будберг выносила из-под обстрела раненых, оказывала им первую помощь.

Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер. Впоследствии все они были награждены серебряными медалями, изготовленными по личному приказу императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Помощь раненым и больным во время Крымской войны оказывали 160 сестер Крестовоздвиженской общины, 17 из которых не суждено было вернуться домой: они погибли на поле боя. Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер.

Наиболее значительный вклад в развитие сестринского движения в период крымских военных действий внесли сестры Крестовоздвиженской общины, которые служили примером истинного милосердия и беззаветного служения своему делу.

Также следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая, прежде всего, предназначалась для бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи пострадавшим от войн, стихийных бедствий, эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо современным термином «социальная реабилитация и адаптация».

1. Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2012.

Источник

Медсестры — супергерои современности. История профессии от Крымской войны до пандемии коронавируса

Международный день медицинской сестры ежегодно отмечают 12 мая. Сейчас этот праздник как никогда актуален — дополнительный повод отблагодарить медсестер за их труд в борьбе с пандемией коронавируса .

Сама профессия медицинской сестры появилась намного раньше, чем ее название. Первые ее представительницы не имели медицинского образования — обычно за больными и умирающими ухаживали служительницы церквей и монахини. В Европе существовали целые ордены и общины, которые посвятили себя именно этой цели. В XVIII веке они занимались только уходом за больными и умирающими, но затем их обязанности расширились — помощью медицинских сестер стали пользоваться на поле боя. В XVIII–XIX веках в мирное время они ухаживали только за больными, а когда начиналась война — лечили раненых солдат.

Женщина, изменившая профессию

Профессиональный праздник медицинской сестры неслучайно отмечается именно 12 мая. В этот день родилась британская аристократка Флоренс Найтингейл (1820–1910), которая навсегда изменила отношение к этой профессии. Несмотря на богатство и происхождение, главной целью девушки была забота о людях, избавление их от страданий и болезней. Найтингейл против воли своей семьи получила сестринское образование в христианской общине и стала путешествовать по разным странам. Там она продолжала изучать сестринское дело, заодно выясняя, насколько оно развито в каждом отдельном государстве.

В 1854 году Найтингейл с группой сестер милосердия и монахинь добровольно отправилась на Крымскую войну. В Турции она не только возглавила уход за ранеными солдатами союзников, но и установила определенные стандарты чистоты. После появления бань, прачечных и больничных кухонь количество солдат, которые умирали от полученных ранений, резко сократилось.

Однако даже этот факт не ослабил сопротивление со стороны общества, с которым столкнулась Флоренс Найтингейл . Люди считали, что лечение и уход за ранеными — это не дело женщины, которая к тому же не замужем. Для приличного общества такое поведение было неподобающим. Однако вскоре им пришлось изменить свое мнение — Найтингейл смогла не только наладить обеспечение военной больницы всем необходимым, но и занять руководящую позицию над всеми сестринскими отрядами британских госпиталей в Крыму . Когда война завершилась, в Англии женщину приняли как национальную героиню.

Читайте также:  Декрет по уходу за ребенком до полутора лет

В конце 1855 года Флоренс начала сбор пожертвований на создание школы для подготовки сестер милосердия. В июне 1860 года ее замысел воплотился — школа открылась в госпитале Сент-Томас в Лондоне , став одним из первых подобных заведений. Найтингейл выпустила большое количество книг об уходе за пациентами и эффективности госпиталей.

Сестринское дело в России

В Российской империи медсестер официально стали привлекать к уходу за больными при Петре I, однако они и раньше заботились о больных и умирающих. Екатерина II продолжила его начинание и открыла больницу — в ней мужчин должны были лечить мужчины, а за женщинами ухаживать только женщины. Роль первых медицинских сестер исполнили вдовы солдат и монахини.

В 1803 году в стране стали появляться приюты для бедных вдов, не имеющих средств. Таких женщин начали привлекать к уходу за сиротами и бедными пациентами. Они следили за чистотой, стирали белье и постепенно учились несложным медицинским приемам. В 1819 году в империи появился «Институт сердобольных вдов» — именно там начали подготовку медицинских сестер.

Именно они помогали солдатам во время Крымской войны вместе с сестрами милосердия, общины которых появились в 1844 году. Сестер милосердия набирали из вдов и незамужних девушек. Врачи учили их уходу за ранеными, рассказывали о правилах перевязок и других необходимых медицинских приемах. Сестры милосердия не получали зарплату, не имели выходных и отпусков и очень много трудились.

К началу Первой мировой войны отношение к женщинам, которые становились медсестрами, кардинально изменилось. Эта профессия уже не считалась обязанностью бедных вдов — сестрами милосердия стали императрица Александра и ее дочери, а также около 20 тысяч других женщин страны.

Участницы военно-исторической реконструкции в костюмах медсестер времен Первой мировой. Источник фото: РИА «Новости»

В середине 1930-х годов в СССР ввели единую систему подготовки медсестер и медбратьев, спустя 10 лет около тысячи учреждений занимались их подготовкой. Их помощь сыграла огромную роль во время Великой Отечественной войны — медицинские сестры спасли жизни тысячам советских солдат.

Герои пандемии коронавируса

В современном мире медсестрам вновь приходится проявлять героизм. Из-за пандемии их профессия стала одной из самых востребованных во всем мире. Несмотря на риск заразиться коронавирусом , они ежедневно приходят на работу, чтобы бороться за жизни. Для них это настоящая война. Зачастую медики сами оказываются на месте своих пациентов с диагнозом COVID-19 .

Сейчас многие медсестры меняют профиль и специально переквалифицируются для работы с заболевшими COVID-19 . Так поступила, например, медсестра Балашихинского роддома Юлия Дорохина — она перешла на работу в инфекционное отделение.

«Наша рабочая смена здесь длится по 12 часов. Для меня это тяжелый график. Бывали моменты бессилия, но я брала себя в руки и шла в бой. Я сама выбрала эту профессию, это наш долг и призвание — помогать людям», — сказала она.

Люди понимают важность работы, которую выполняют медики, и благодарят их как могут. Жители Италии аплодировали врачам и медсестрам с балконов, а известный уличный граффити-художник Бэнкси сделал их современными супергероями.

Источник