Меню

Гештальт уход в себя

Гештальт-терапия – вернуть себе себя

Гештальт-терапия – вернуть себе себя

Иногда, никогда или часто вы позволяете себе то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите?

Ответ на этот вопрос сразу расскажет гештальт-терапевту очень многое о вашем самочувствии.

Когда холодно, мы двигаемся, чтобы согреться.
Когда устаем, ищем способ выспаться.
Но мы продолжаем общаться с теми, кто нам не приятен.
Молчим, когда не согласны.
Выглядим холодными, когда любим.
И привыкаем быть несчастными.
Почему?

Потому что мы с детства привыкли подавлять настоящие чувства.
Чтобы получить любовь и заботу родителей – залог выживания ребенка.
Беда в том, что с возрастом все только усложняется и ухудшается.

Можно привести в пример известную фразу докторов психологии Ирвин и Мириам Польстер:

«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены».

Так мы день за днем подавляем свои настоящие эмоции, заменяем суррогатами, зацикливаемся на прошлом и не можем вырваться из мелкой суеты.

  • Что такое гештальт-терапия и гештальт-психология;
  • Тупиковый путь – к чему приводит игнорирование эмоций и потребностей;
  • Как позволить себе чувствовать, жить здесь и сейчас и создать гармонию?
  • Упражнение для возвращения спокойствия.

ГЕШТАЛЬТ — О ЧЕМ ЭТО?

Слово «гештальт» с немецкого (gestalt) переводится как: форма, целостная форма, структура, образ и т.д.

Гештальт-терапия — феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии,
созданное Ф. Перлзом в 40-х гг..
и вытекающий из него метод оказания психологической (психотерапевтической) помощи.

Подход основан на целостном восприятии человека, т.е.
важны мысли, чувства, физические ощущения, потребности,
внешние обстоятельства жизни человека.
Он учит осознанию того, что происходит «здесь и сейчас» на всех уровнях:
телесном, эмоциональном и ментальном.

Гештальт-психология – это научная школа психологии, которая возникла в связи с исследованиями восприятия и открытиями в этой области. К её основателям относят немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Кёлера.

Они обнаружили, что психика человека из опыта создает
доступное понимаю целое (гештальты).

Например, начали вы учебу в ВУЗе.
И благополучно с дипломом закончили.
Это завершенный гештальт – годы в высшем учебном заведении.
Вы уже не вспомните много, чему учили.
Но общие впечатления и результат остались.

Гештальт-терапия говорит о невозможности нормального функционирования без
трех составляющих в адекватном состоянии.
Работает с чувствами и осознанием.

Чувства – природная основа саморегуляции человека. Они являются маркерами потребностей.
А жизнь человека – процесс удовлетворения разных потребностей.
Часть потребностей важны для выживания: еда, сон и т.д..
Другие – для физического и психического здоровья.
Без вторых жить можно. Но плохо.

Пока человек становится из ребенка взрослым, он учится социализации,
вмешивается в естественный процесс саморегуляции.
Его «хочу» сталкивается с общественным «надо» и проигрывает.
Мы как будто предаем себя, чтобы жить в мире с другими людьми.
Чем чаще мы себя предаем – тем сложнее потом правильно расшифровывать сигналы собственных чувств.

Так все запутывается больше и больше.
Из ребенка вырастает смышлёный, умеющий жить в обществе человек,
который расщеплен на разум и чувства. И вторые почти всегда в проигрыше.

Второй основной постулат гештальт-терапии говорит
о необходимости жить «здесь и сейчас».
То есть заботиться о настоящем, наслаждаться жизнью,
бросить груз прошлого в прошлом
и не погружаться в фантазии о будущем.

Незавершенный гештальт – сегодня распространенное выражение.
Мы застреваем в прошлом: обидах, невысказанных чувствах тем, кого уже нет с нами,
«пережевываем» неудачи.

Или наоборот так мечтаем о будущем (или боимся его), что не замечаем ни солнечной погоды, ни вкуса кофе, ни улыбки ребенка.

КАК ВЕРНУТЬ СЕБЯ В НАСТОЯЩЕЕ? К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ИГНОРИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И РЕАЛЬНОСТИ?

Человек перестает замечать потребности.
Опасно и больно что-то хотеть, если другим это не нравится или мало шансов получить.
Проще перестать хотеть.

Или если ребенку с детства навязывали: «Ты хочешь домой», «Ты хочешь кашу»,
когда он просил совсем иное,
во взрослой жизни он не сможет ответить «что хочу Я?».

Такой человек удобен для других.
Но не удобен для себя.

Человек сам мешает себе удовлетворять потребности.
Например, пугает себя провалом проекта и не берется за работу,
которую давно хотел.

Избегает получить то, что хочет, потому что это нарушит его идеальное
представление о себе.

Читайте также:  Ива козья пендула штамб уход

Например, если ты сам себе придумал образ бесконфликтного человека,
сложно отстоять свое мнение, даже если прав на 100%.

Подавленные чувства вылезают наружу самыми неприятными способами
и в неудачный момент.
Наиболее распространённые психосоматические «бонусы» подавленных эмоций и потребностей – аллергические реакции, головные боли, проблемы с ЖКТ.

Нет. Это неверно. Крайности вредны везде.
Нужно учиться соблюдать баланс между «Я» и «ОНИ».

Трудность в том, что человек привыкает подавлять и не может представить,
что если он выкажет гнев или откажется помочь, его мир не рухнет. Ничей не рухнет.

Нужно перестать действовать по своим стереотипам, шаблонам.
И начать ЖИТЬ.

Итак, с точки зрения гештальт-подхода психологические
и многие соматические проблемы человека связаны с:

  • как человек научился воспринимать себя и окружающий мир;
  • насколько внимателен к тому, что происходит с ним и вокруг него;
  • какое значение придаёт происходящему, каким смыслом наделяет;
  • как в связи со всем вышесказанным он организует жизнь, взаимодействие с окружающим миром.

КАК ПЕРЕСТАТЬ ПРЕДАВАТЬ СЕБЯ?

Обратиться к психологии, которая призвана помогать человеку.
Например, к гештальт-терапии.
Помните, что решение проблемы становится ближе,
если мы ищем не «почему это произошло?»,
а находим ответ на «как это происходит сейчас?».

Например, вы узнаете, что низкая самооценка связана с детством (почти все идет из детства).
Что дальше? Детство не вернуть. Прошлое не изменить.
Нужно понять, как сейчас вы продолжаете воспринимать себя и окружающий мир, что проблема не решается.

В гештальт-терапии основным средством и целью является осознание.
Это включённое присутствие в «здесь и сейчас».
Вы одновременно чувствуете реальность и её осмысливаете.

Гештальт-терапия предлагает человеку:

  • развивать способность к осознаванию,
    изучать собственный способ восприятия себя и окружающего мира;
  • изучать, как этот способ восприятия влияет на самочувствие и поведение;
  • восстанавливать процессы саморегуляции.
  • научиться быть более чувствительным к себе и миру и пользоваться этим;
  • творчески приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям;
  • жить в согласии с собой и миром, с другими людьми;
  • чувствовать себя автором собственной жизни;
  • получать от жизни больше удовольствия.

Институт системных технологий и консультировании (ИСТиК) начинает набор на курс
«Системный и гештальт подходы в консультировании».

  1. Специалистам для повышения квалификации или профессиональной перепопереподготовки.
  2. Интересующимся психологией людям для формирования гармоничной жизни «сейчас».
  1. Теоретические знания о гештальт-терапии и ее техниках;
  2. Опыт работы с личными проблемами в гештальт-терапии;
  3. Навыки применения гештальт- метода и системно-феноменологического подхода
    для психолого-консультативной деятельности,
    творческого самовыражения и личностного роста;
  4. Знания особенностей применения гештальт – метода и системно-феноменологического подхода при индивидуальном консультировании и ведении групп;
  5. Всестороннюю психотерапевтическую подготовку людей, обучающихся либо практикующих в сферах психологии, медицины, педагогики, социальной работы.

УПРАЖНЕНИЕ

Начнем путь к психологически здоровой жизни сейчас.

Предлагаем вам упражнение для создания спокойного состояния.

Лучше делать упражнение сидя.
Сделайте 3-4 быстрых и коротких вдохов и выдохов.
ОЩУЩАЙТЕ, как изменится ваше состояние?
Затем перейдите на своё обычное дыхание.
Что происходит с вами?
А теперь положите одну руку на живот и другую – на грудь и 1-2 минуты наблюдайте. Через некоторое время заметите, как дыхание становится глубже, а состояние спокойнее. Ваш организм сам начинает включать процесс саморегуляции, выравнивая дыхание. Научившись быстрее восстанавливать полноценное дыхание и спокойное состояние,
будете эффективнее действовать в любых ситуациях.

Источник

Как вернуть себе себя настоящего?

(методы и техники работы с неврозом в гештальт-подходе)

А сейчас мы будем приоткрывать для вас секреты кухни работы психотерапевта. Конечно, процесс психотерапии целостен и далеко не всегда поддаётся препарированию, но всё же некоторые принципы, которые «работают» с невротическими расстройствами, рассмотреть можно.

Гештальт-терапия очень успешно справляется с неврозами. Большинство техник направлены на постепенное прохождение слоёв невроза к аутентичному существованию.

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы:

  • снять блокирование и стимулировать развитие;
  • создать цель и внутренний источник опоры;
  • создать контакт с собой и с окружением;
  • обогащать осознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего;
  • развить готовность клиента к принятию решений и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Для справки:

Невротическая личность: опирается на среду, ищет поддержку окружающего мира, манипулирует другими для удовлетворения своих потребностей. Такие люди не способны (или не желают) рисковать, надолго берут на себя защитную роль «беспомощного», «маленького» или «дурачка».

Читайте также:  Уход за больными после перенесенного инфаркта

Зрелая личность: ищет источники поддержки в самой себе, уверенно идет по пути удовлетворения своих потребностей (формирование гештальта), адекватный процесс контактов со средой и отходов.

Зрелость наступает, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Если личность всё же не может воспользоваться поддержкой окружающих или найти опору в себе самой, то такая ситуация называется тупиковой. Зрелость состоит в умении рисковать, чтобы выбраться из тупика.

Отец гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к зрелости, принятию ответственности за самого себя, открытию клиентом своей истинной индивидуальности.

Первый уровень – уровень «фальшивых отношений», клише, игр и ролей. Человек стремится стать тем, кем он нафантазировал себя в детстве или интроецировал послания близких людей и общества, а не самим собой.

Второй уровень – фобический, искусственный. Человек начинает осознавать своё «фальшивое» поведение, но боится быть тем, кем он является. Ему страшно, что общество осудит его.

Третий уровень – тупик, безвыходное положение. Человек переживает чувство потерянности и пустоты, так как уже не играет несвойственные ему роли, не притворяется перед самим собой и другими. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.

Четвертый уровень – внутренний взрыв. После перехода через тупик, человек может испытывать страх смерти или даже чувствовать, что умирает, возникает чувство большого напряжения и оцепенения, появляется убеждение, что вот-вот должно случиться что-то страшное.

Пятый уровень – внешний взрыв. Тут происходит рождение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Глубокое и интенсивное эмоциональное переживание приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие.

При неврозе человек не может удовлетворить свои потребности, достичь целей, делает то, что ему неполезно и не делает то, что ему важно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, в которых пациент сам находит, что для него полезно, что вредно. Это одна из важных отличительных черт подхода.

Гештальт-терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а также предоставляет возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Принцип «Очистка луковицы», которым можно резюмировать вышесказанное.

Клиент постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами и не зависел от гештальт-терапевта.

Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы:

  • сдерживающие (развивают осознанность, предотвращая привычный чувственный опыт);
  • экспрессивные (развивают осознанность с помощью преувеличенного выражения);
  • интегративные (объединяют части личности, отчуждённые вследствие внутреннего конфликта).

Охватить все техники гештальт-терапии не является нашей задачей, но обрисовать наиболее яркие, которые будет использовать терапевт в процессе работы с невротизацией у клиента, всё же представляется возможным.

Гештальт не любит повествовательности. Абстрактные рассуждения любого уровня, будь-то глубочайшие экзистенциональные размышления, анализ политической ситуации в стране или беседа о погоде, уводят человека от Его актуальных переживаний и потребностей, которые обязательно стоят за каждой отвлечённой беседой. «Чего ты избегаешь сейчас?», «Скажи об этом прямо» – будет предлагать вам ваш психотерапевт.

Постепенно клиенты отказываются от привычных оценок и интерпретаций. За ними, как правило, стоит старый, изживший себя опыт. Задача же совместной с терапевтом работы – перевести самоощущение клиента до уровня простых, переживаемых на телесном уровне феноменов. Это делается для того, чтобы воссоединить клиента с собственной эмоциональной энергией и максимально правдиво отразить восприятие текущей ситуации. Вот почему большинство психологов поощряют «Я-язык» (когда любые послания, адресованные другим людям трансформируются в «я-сообщения», которые показывают лишь то, как всё происходящее отражается в личном восприятии клиента). Это помогает присвоить личную ответственность за происходящее в жизни.

Акцент и фокусирование на настоящем моменте, техника «здесь-и-сейчас». Это отличительная особенность гештальт-терапии, которая утверждает, что любой травмирующий опыт прошлого, если он актуален, при определённых условиях, начинает «жить» и разворачиваться в настоящем моменте. И лишь в настоящем моменте появляется шанс решить незавершённые задачи прошлого. «Что с тобой сейчас?», «Что ты чувствуешь?» – неслучайно излюбленные вопросы гештальт-терапевтов.

Читайте также:  По уходу за ребенком до 1 5 лет 2012 будет

Если сказать по-простому, то гештальт-терапевт в процессе взаимодействия с ним клиента занимается единственной работой – поддерживает одни формы поведения и останавливает другие. Осознавание, чувствование, опора на себя, экспериментирование и диалог – приветствуются, привычные формы поведения, поиск опоры вовне – не поддерживаются.

Подход гештальт-терапии «Челночное движение». Он заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему. Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Диалог между частями собственной личности. Игра или упражнение используется при явном разделении личности на отдельные фрагменты. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между разными частями личности – сильной и слабой, умной и глупой. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Часто для этого используется пресловутая техника «пустого стула».

Отождествление с частями тела, симптомом – это та игра (или упражнение), которая позволяет «включить» в личность те аспекты, за которые человек не принимает ответственности и, соответственно, теряет всякое управление над ними.

Совершение кругов. Клиенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Незаконченное дело. Клиенту предлагается высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незавершённой ситуации.

Определение проекций. Клиенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя то чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

Нахождение противоположного. Клиенту предлагается, к примеру, разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты, восстановить более полное восприятие ситуации и способность осознанного выбора реакций и проявлений.

Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин». Пациенту предлагают представить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

Отождествление с образами сновидений. Если возникает такой запрос, то гештальт-терапевт работает и со сновидениями. Перлз считал, что сновидения – это попытка завершения того, что не полностью выражено в жизни человека. Поэтому выделяются наиболее эмоционально заряженные образы в сновидении, и клиенту предлагается побыть этими элементами сна: говорить, двигаться, взаимодействовать от их имени. А следующим этапом может быть разыгрывание своеобразного взаимодействия между элементами сна. И в завершение гештальт-терапевт может попытаться установить мостик «На что это похоже в вашей жизни?».

«Я принимаю ответственность». После заявления клиент должен добавлять: «И я принимаю ответственность за это».

В гештальт-подходе существует бесконечное количество техник и упражнений. Так как направление поощряет творчество и спонтанность, многие из них могут быть придуманы прямо во время прохождения клиентами групповой или индивидуальной терапии. Эффективность применения той или иной техники во многом определяет личность самого клиента, его восприятие, интеллект и т.д.

Можно ли это всё проделывать себе самому? Что-то можно, но сложно. Большинство деформаций личности происходит в близких отношениях, именно поэтому лучшее место для исцеления – это тоже отношения.

Цель гештальт-терапии больше, чем решение личных проблем, она меняет весь стиль жизни клиента, и к этому нужно быть готовыми. Вот поэтому лучше, конечно же, обратиться к профессионалу, который сопроводит вас в этом нелёгком, но интересном пути.

Источник