Меню

Беседа с матерью по уходу за новорожденными

Беседа с матерью по уходу за новорожденными

Уход за новорожденным

Правила ухода за новорожденным обусловлены физиологическими состояниями ребенка, связанными с процессами адаптации к новым условиям жизни.

1. Ежедневный туалет ребенка начинается с умывания лица и промывания глаз водой. Глаза следует промывать от наружного угла к носу отдельными ватными тампонами для каждого глаза, смоченными проточной или кипяченой водой. Нос и уши специально чистить не нужно. Уши моются во время купания в домашних условиях. Если ребенок сопит носом, в нос закапывается 3-4 капли теплого гипертонического раствора (Аквамарис, Отривин-Бебе и т.д.). Ватными фитильками, смоченными растительным маслом, в настоящее время, пользоваться не рекомендуется.

2. Подмывать малыша нужно под проточной водой с детским шампунем. Кожа хорошо просушивается мягкой пеленкой промокательными движениями. Складки обрабатываются растительным или специальным детским маслом, а также любым питательным кремом из детской косметики. При непереносимости масла (покраснение кожи после его применения) можно пользоваться кремом, содержащим цинк.

3. Купания для грудного ребенка должны быть ежедневными, начиная со дня выписки из родильного дома (независимо от заживления пупочной ранки), но через один день после вакцинации БЦЖ. С детским шампунем следует купать сначала ежедневно, а затем — 1-2 раза в неделю. Температура воды для первых купаний 37°C , затем постепенно понижается до 35- 36°C . В воду добавляют отвары трав (ромашка, мята, череда). Раствор марганцовокислого калия используется редко. Ребенка погружают в воду по грудь, придерживая его под плечики.

4. После купания кожа ребенка хорошо просушивается, все складки обрабатываются, как указано выше. Шелушение кожи проходит самостоятельно; необходимо соблюдать правила и учитывать все особенности ухода за кожей у новорожденных.

5. Пупочная ранка обязательно обрабатывается в следующей последовательности:

-раствором «бриллиантовой зелени» («зеленка») или спиртовым раствором Хлорофилипта.

6. Ногти ребенку подстригают по мере их отрастания маленькими обработанными спиртом индивидуальными ножницами с 3-х недель.

7. К приходу матери и ребенка из родильного дома следует подготовиться заранее. Квартире должна быть произведена влажная уборка. Распашонки, пеленки и подгузники следует постирать и прогладить. Детская кроватка с ровным жестким моющимся матрацем не должна стоять у окна или батареи, на сквозняке. Температура воздуха в комнате – 22- 23°C . В помещении ребенок должен находиться без шапочки, в 1-2 распашонках, костюмчике или ползунках с широким ( 15 см ) подгузником или памперсом. Кожа ребенка должна быть сухой.

8.Несколько раз в день (5-6) малышу полезно проводить воздушные ванны . Лучше всего это делать перед кормлением, одновременно выкладывая ребенка на живот. Продолжительность процедуры — 5-10 минут при температуре 22- 24°С. Маленькому ребенку необходим свежий воздух, поэтому комната, в которой он находится должна регулярно проветриваться.

9. Прогулки начинают в летнее время сразу после выписки из родильного дома, а после выписки зимой — через 2-7 дней (в зависимости от погоды). Сначала ребенка выносят на 15-20 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до нескольких часов. При температуре ниже -10- 15°C или в ненастную погоду прогулки можно проводить на балконе или в комнате (одеть ребенка и открыть окно или форточку).

10. Вскармливание . Самая лучшая пища для ребенка молоко матери. Оно легко усваивается, содержит все необходимые ребенку вещества, повышает сопротивляемость инфекциям.

Грудное вскармливание — один из важнейших факторов адаптации новoрожденногo ребенка к новым для него условиям после внутpиутpобной жизни. Кормление грудью способствует установлению между матерью и ребенком глубоких эмоциональных связей.

О но полезно и для организма матери, так как создает благоприятные условия для восстановления репродуктивных органов, в частности, способствует сокращению матки.

Молоко матер и — это удивительный продукт, приготовленный самой природой.

Оно легче, чем коровье молоко или молочные смеси, усваивается организмом ребенка, так как содержит белки, жиры, углеводы и минеральные соли в формах, наиболее приспособленных для расщепления и усвоения в желудке и кишечнике ребенка.

Материнское молоко не вызывает аллергии к белкам, входящим в состав любого молока.

С грудным молоком в организм ребенка поступают антитела, лейкоциты и другие вещества, обеспечивающие его иммунологическую защиту, а также вещества, способствующие правильному формированию микрофлоры кишечника ребенка и предотвращающие тем самым развитие дисбактериоза.

Для того чтобы молоко имело полноценный состав, питание женщины, кормящей грудью, должно быть разнообразным и полноценным. Калорийность рациона следует увеличить на 700-1000 ккал. В суточный рацион обязательно должны входить молочные продукты (не менее 0,5 л ), творог, 20- 30 г сыра, мясо или птица (около 200 г ), овощи, растительное масло, фрукты, гречневая или овсяная каши.

Кормящая мать должна потреблять не менее 1,5-2л жидкости в сутки.

Повышению лактации способствуют : мед, тмин, фенхель, укроп, петрушка, анис, крапива, апилак, витамины группы B, гомеопатические препараты.

Кормящей женщине следует с осторожностью относиться к продуктам, которые могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка . Чаще всего к ним относятся: клубника, малина, красные сорта яблок, морковь, цитрусовые, ананасы, кофе, какао, шоколад, крепкие мясные бульоны, рыба (лососевые, осетровые) и икра, колбасы, (особенно копченые), продукты, содержащие консерванты (промышленные консервы, импортные соки, кондитерские изделия); однако нельзя исключить индивидуальной непереносимости Вашим ребенком других продуктов.

Также не следует употреблять продукты, которые могут отрицательно повлиять на вкус молока (лук, чеснок, пряности) или нарушить пищеварение ребенка (виноград, грибы, избыток любых овощей или фруктов, соленые и острые блюда).

Употребление спиртных напитков и курение категорически противопоказано!

Источник

Составить беседу по теме уход за новорожденным. Уход за новорожденным или обучение материнскому искусству

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним — соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем. Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка (рис. 14).

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка — и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается

Рис. 14. Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста

носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции — одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода — здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье — все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

По окончании периода новорожденности (3-4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры.

После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание проводят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-так» и др.).

Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.

После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для профи-

лактики опрелостей кожные складки смазывают стерильным растительным маслом или детскими кремами (косметические масла типа «Алиса», «Бэби Джонсон-и-Джонсон», мази «Деситин», «Драполен» и др.) в определенной последовательности: за ушами, шейную складку, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные и паховые области. Метод нанесения масла или крема называется «дозированием через материнские руки»: мать (медсестра) сначала втирает масло или крем в свои ладони, а затем остатки наносит на кожу ребенка.

Обработка пупочной ранки проводится 1 раз в сутки. В последнее время рекомендуется воздерживаться от применения красящих веществ, чтобы не пропустить красноту и другие признаки воспаления пупочной ранки. Обычно используют 70 % этиловый спирт, спиртовую настойку багульника и др. После отпадения пуповины (4-5-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.

Купание. Моют новорожденных детей с детским мылом под теплой (температура 36,5-37 °С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой легкими промокательными движениями.

Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному обычно после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни), хотя никаких противопоказаний к приему ванны с 2-4 дня жизни нет. В течение первых 6 мес ребенка купают ежедневно, во втором полугодии — через день. Для купания необходимы ванночка (эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.

Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.

Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия — 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни должна составлять не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами (рис. 15, а). На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой

Читайте также:  Kapous professional шампунь уход для окрашенных волос color care

(рис. 15, б). Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.

Рис. 15. Купание ребенка грудного возраста:

а — положение при купании; б — обливание после купания

Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше пенку-шампунь «от макушки до пяток» Johnson»s baby или «Детское». У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100-150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну.

Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия — сидя.

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.

Косметические средства ухода за новорожденным. Детская косметика- особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода и полноценной защиты чувствительной кожи ребенка. Косметические линии компаний «Мир детства», «Свобода», «Невская косметика», «Уральские самоцветы» (серии «Дракоша» и «Маленькая фея»), «Инфарма», «Johnson»s baby», «Avent»a», «Huggies», «Bubchen», «Ducray» (A-Derma), «Noelken GmbH» (Babyline), «Qiicco» и др. содержат

все необходимые средства для ухода за малышом: увлажняющие, защитные кремы, туалетное мыло, шампунь, пенки для купания, лосьоны, кремы, присыпки и др. Как и многие другие средства, детская косметика имеет в своем составе экстракты лекарственных растений: ромашки, череды, чистотела, календулы, тысячелистника и зародышей пшеницы. Эти экстракты хорошо переносятся и мягко влияют на кожу ребенка.

Обычно рекомендуют использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга. Отечественные детские косметические средства не уступают импортным. При изготовлении большинства из них соблюдаются основные дерматологические требования: нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими (в маслах), используются высококачественные животные жиры, экстракты трав, в шампунях применена формула «без слез», в кремы для опрелостей включаются эксклюзивные лечебные компоненты — пантенол или цинк.

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2-3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.

Пеленание проводят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи — чаще. Процесс пеленания схематично выглядит следующим образом: нужно подогнуть верхний край пеленки и уложить малыша; верхний край пеленки должен совпадать с линией плеча; руки малыша фиксируют вдоль туловища; правый край пеленки оборачивают вокруг малыша и закрепляют; обертывают малыша левой частью пеленки. Нижний конец пеленки расправляют, подгибают и закрепляют. Чтобы руки остались свободными, пеленку опускают таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек (рис. 16).

Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. При необходимости подкладывают полиэтиле-

Рис. 16. Этапы пеленания малыша. Объяснение в тексте

новую пеленку (клеенку) размером 30x 30 см (верхний край — на уровне поясницы, нижний — до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку, при необходимости — накрывают сверху одеялом.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5-1 % раствором хлорамина. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) проводят в кровати.

При условии ежедневной стирки и кипячения белья для детей первых месяцев жизни предусматривается определенный комплект белья (табл. 11).

Таблица 11. Комплект белья для детей первых месяцев жизни

Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую — на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.

С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками или «боди», с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.

Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки — колготками (зимой с носками или пинетками). На рис. 17 представлена основная одежда детей первого года жизни.

Подгузники. В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя многоразовые. Одноразовые подгузники — это иная система ухода за малышом, высвобождающая время родителям для занятия с младенцем, обеспечивающая реальные «сухие» ночи, возможность длительных прогулок, спокойного посещения медицинских учреждений.

Основная «цель» применения одноразовых подгузников — обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, его правильным

Рис. 17. Основная одежда детей первого года жизни

использованием, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под подгузником.

Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. При этом жидкость превращается в гель, что позволяет ей удерживаться внутри подгузника, оставляя поверхность сухой. В настоящее время уже не встречаются полиэтиленовые подгузники со сменными впитывающими вставками, которые задерживали влагу и создавали эффект «компресса».

При выборе подгузника необходимо обязательно узнать у родителей, какой маркой подгузников они пользуются. Тем не менее, подгузники известных фирм-производителей не сильно отличаются по основным характеристикам. Так, подгузник высокого класса (например, дышащие подгузники HUGGIES Super-Flex и др.) обычно состоит из 6 основных элементов:

1.Внутренний слой, который прилегает к коже младенца, должен быть мягким, чтобы не вызывать раздражение трением о кожу, хорошо пропускать жидкость.

2.Проводящий и распределяющий слой быстро поглощает влагу и способствует ее равномерному распределению по подгузнику так, чтобы она не скапливалась в одном месте.

3.Впитывающий слой поглощает влагу из проводящего слоя и удерживает ее внутри за счет превращения жидкости в гель. Количество впитывающего материала (абсорбента) не бесконечно, и в какой-то момент подгузник «переполняется», что можно понять по его внешнему виду или на ощупь. Это главный сигнал того, что подгузник надо менять. Если его не сменить, то дальше он функционирует по типу непроницаемого тканевого подгузника и выполняет роль компресса с локальным повышением температуры и парниковым эффектом.

4.Внутренние барьеры блокируют жидкость, не позволяя ей вытекать сбоку подгузника, вокруг ног. Качество внутренних барьеров является важным признаком при подборе подгузника младенцу, так как соотношение плотности прилегания и эластичности отличаются в разных видах подгузников. Это и определяет ряд негативных явлений: протекание влаги при движениях ребенка, пережимание или неплотный охват бедер и т.д.

5.Внешнее покрытие подгузника. Оно не должно пропускать жидкость, но при этом должно быть пористым (воздухопроницаемым). Воздухопроницаемость обеспечивает пористая ткань, пропускающая воздух к коже малыша, что создает дополнительный эффект испарения и повышенной сухости.

6. Механические застежки. Они могут быть одноразовыми и многоразовыми. Многоразовые и эластичные застежки более удобны, так как позволяют неоднократно перестегивать один и тот же подгузник в случае необходимости. Например, для того чтобы убедиться, что ребенок сухой и не грязный.

При использовании одноразовых подгузников предпочтительнее ничем кожу не смазывать, а лишь обсушивать ягодицы. В необходимых случаях используют специальные кремы, легкие лосьоны или молочко под подгузники с дозированным через руки ухаживающего их нанесением, присыпки, но не тальк или муку. Нежелательны также жирные масла.

При появлении раздражения или опрелости необходимо как можно чаще делать воздушные ванны, а после нанесения лечебных мазей или кремов следует выждать не менее 5-10 мин для их максимального впитывания, остатки снять влажной салфеткой, и лишь потом надеть одноразовый подгузник.

Менять подгузник необходимо при его наполнении и обязательно после стула — это является важнейшим фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков.

Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно более продолжительное время.

Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. С первыми каплями молока (в первые 5-7 дней после рождения ребенка — это молозиво) новорожденный получает комплекс специфических и неспецифических защитных компонентов. Так, в частности, иммуноглобулины (Ig) классов А, М, G обеспечивают передачу от матери ребенку факторов пассивного иммунитета. Уровень этих иммуноглобулинов особенно высок в молозиве.

Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикла-

дывание в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5-8) до десятков (20-30) г полноценного в иммунологическом отношении белка. Например, IgA в молозиве содержится от 2 до 19 г/л, IgG — от 0,2 до 3,5 г/л, IgM — от 0,5 до 1,5 г/л. В зрелом молоке уровень иммуноглобулинов снижается, составляя в среднем 1 г/л, что тем не менее обеспечивает естественную защиту от различных патогенных микроорганизмов.

Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди — в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными — это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.

С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного.

При кормлении ребенка грудью соблюдают определенные правила:

1.Перед кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.

2.Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков.

3.Принять удобное положение для кормления: сидя, поставив левую ногу на скамеечку, если кормит из левой груди, и правую ногу — из правой груди (рис. 18).

4.Необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал ртом не только сосок, но и околососковый кружок. Нос ребенка должен быть свободен, чтобы правильно дышать. Если носовое дыхание затруднено, то перед кормлением носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, или с помощью электроотсоса.

5.Продолжительность кормления не должна превышать 20 мин. В течение этого времени не следует давать ребенку засыпать.

6.Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду (в бутылочку с воронкой или стакан). Наиболее эффективный способ — отсасывание молока вакуумным аппаратом. При его отсутствии используют резиновую накладку, молокоотсос с резиновым баллончиком. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы (рис. 19).

Рис. 18. Кормление ребенка грудью в положении: а — сидя; б — лежа

Рис. 19. Варианты молокоотсосов

При отсутствии молокоотсоса молоко сцеживают руками. Предварительно мать моет руки с мылом, насухо их вытирает. Затем кладет большой и указательный пальцы на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимает пальцы. Сосок трогать не следует.

7. В целях профилактики образования трещин и мацерации сосков грудь по окончании кормления необходимо обмыть теплой водой и осушить чистой, тонкой полотняной пеленкой.

При грудном вскармливании ребенок сам регулирует количество необходимой ему пищи. Тем не менее, чтобы знать точное количество полученного им молока, необходимо систематически проводить так называемое контрольное кормление. Для этого ребенка как обычно пеленают перед кормлением, затем взвешивают (в пеленках), кормят, повторно взвешивают в той же одежде, не меняя пеленок. По разнице в массе судят о количестве высосанного молока. Контрольное кормление обязательно при недостаточной прибавке ребенка в массе и при заболевании.

Если ребенок высосал недостаточное количество молока, а также если он болен или болеет мать, то его кормят или докармливают сцеженным женским молоком. Хранить сцеженное молоко необходимо в холодильнике при температуре не выше 4 °С. В течение 3-6 ч после сцеживания и в случае правильного его хранения оно может быть использовано после подогрева до температуры 36-37 °С. При хранении в течение 6-12 ч молоко можно использовать только после пастеризации, а после 24 ч хранения его необходимо стерилизовать. Для этого бутылочку с молоком ставят в кастрюлю, наливают теплую воду несколько выше уровня молока в бутылочке. Далее при пастеризации воду нагревают до температуры 65-75 °С и бутылочку с молоком выдерживают в ней в течение 30 мин, при стерилизации воду доводят до кипения и кипятят в течение 3-5 мин.

Бутылочки со сцеженным молоком хранят на сестринском посту в холодильнике вместе с молочными смесями. Каждая бутылочка должна иметь этикетку, на которой написано, что в ней содержится (грудное молоко, кефир и т.д.), дата приготовления, а на бутылочке со сцеженным молоком — час сцеживания и фамилия матери.

Читайте также:  Пальма из финиковой косточки уход за нею

Необоснованное введение частичного питания через бутылочку (другой пищи и питья) нужно запрещать, поскольку это может отрицательно сказаться на грудном вскармливании. Кроме того, кормящие матери должны знать, что возвращаться к грудному вскармливанию очень сложно.

При недостатке грудного молока применяют дополнительную систему кормления. Ребенок будет сосать грудь, получая при этом питание из бутылочки через специальные капилляры. При этом сохраняются физиологический и психоэмоциональный компоненты грудного вскармливания и стимулируется выработка молока.

Когда у матери возникают временные сложности с кормлением ребенка грудью или грудным молоком, рекомендуется пользоваться мягкой ложечкой (SoftCup). Градуированная ложечка удобна для кормления благодаря непрерывной дозированной подаче питания. Градуированной ложечкой можно кормить ребенка сразу после кормления, в до- и после операционный период у детей с патологией челюстно-лицевого аппарата.

Смешанным называется вскармливание, при котором ребенок, наряду с грудным молоком, дополнительно получает искусственные молочные смеси.

Искусственным называется вскармливание ребенка на первом году жизни искусственными молочными смесями.

Для гигиенически безупречного кормления грудных детей используется специальная посуда: бутылочки из чистейшего и термоустойчивого стекла, соски из каучука и силикона и быстрые стерилизаторы для них (рис. 20).

Кормление ребенка молочной смесью при смешанном и искусственном вскармливании преимущественно осуществляется через соску из бутылочки. Используют градуированные бутылочки вместимостью 200-250 мл (цена деления — 10 мл). На бутылочку надевают соску с дырочкой. Дырочку в соске прокалывают иглой, прокаленной над пламенем. Отверстие в соске должно быть небольшим, чтобы при перевертывании бутылочки молоко вытекало каплями, а не лилось струей. Смесь или молоко следует давать ребенку подогретым до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку «Для подогрева молока». Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли она горячая.

При кормлении детей адаптированными (приближенными по своему составу к материнскому молоку) молочными смесями типа «Детолакт», «Малютка», «Бона» последовательность подготовительных операций несколько иная. В простерилизованную бутылочку наливают кипяченую воду, мерной ложкой добавляют сухую молочную смесь. Затем бутылочку встряхивают и надевают на нее чистую соску. После кормления бутылочку моют содой при помощи ерша.

Рис. 20. Бутылочки для детского питания, соски, пустышки, термосы и стерилизаторы для бутылочек, щеточки для мытья бутылочек

При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что часто приводит к срыгиванию и рвоте (рис. 21).

Ребенка держат на руках в таком же положении, как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой. Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка. После кормления нужно тщатель-

Рис. 21. Правильное (а) и неправильное (б) положение бутылочки при искусственном вскармливании

но обсушить кожу вокруг рта ребенка, осторожно приподнять его и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

При кормлении ребенка имеют значение любые «мелочи». Детям, склонным к икоте и метеоризму, лучше использовать так называемые эксклюзивные противоикотные соски, например Antisinghiozzo Кикко, имеющие разгрузочные каналы-бороздки для свободного доступа воздуха внутрь бутылочки во время кормления. Это компенсирует объем высасываемого ребенком молока. Уменьшается процесс образования газа, а тем самым — и возможность развития кишечных колик у новорожденного и ребенка грудного возраста. Обеспечивается выбор специальных прорезей в соске для любого вида питания, чтобы была возможность предложить ребенку нужный вариант в нужное время (рис. 22).

Рис. 22. Варианты отверстия в соске для различных видов искусственного питания

Рис. 23. Кормление «в подоле»

поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника у ребенка, кроме того, она удобна для кормящей матери.

Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6-7 раз, до 5 мес — 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет — 5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.

Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают в пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях. К рекомендуемым для кормления детей первых шести месяцев жизни относят смеси «Нутрилак 0-6» («Нутритек», Россия), «Nutrilon-1» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-1» («Semper», Швеция), «Pre-Hipp» и «ХиПП-1» (ХиПП, Австрия), «Хумана-1» («Humana», Германия), «Энфамил-1» («Mead Johnson», США), «НАН-1» («Nestte», Швейцария), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Фрисолак-1» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

«Последующие» смеси, рекомендуемые для кормления детей второго полугодия жизни: «Нутрилак 6-12» («Нутритек», Россия), «Nutrilon 2» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-2» («Semper», Швеция), «ХиПП-2» (ХиПП, Австрия), «Хумана-2», «Хумана Фольге- мильх-2» («Humana», Германия), «Энфамил-2» («Mead Johnson», США), «НАН-2» («Nestte», Швейцария), «Галлия-2» («Данон», Франция), «Фрисолак-2» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

Для детей первого года жизни, помимо сладких адаптированных смесей, созданы адаптированные кисломолочные смеси: жидкая кисломолочная смесь «Агуша-1» (Россия) для детей в возрасте от 2-4 нед жизни до 5-6 мес; «Малютка» (Россия); «NAN кисломолочный» («Nestb», Швейцария) с бифидобактериями, «Gallia lactofidus» и «Lactofidus» («Danon», Франция). Частично адаптированная кисломо-

Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении («Алпрем», «Гумана-0»), при непереносимости молочного сахара (А1-110, «НутриСоя»), при поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее («Алфаре», «Прособи», «Портаген», «СимилакИзомил»).

При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.

Уже на первом году жизни, начиная с 4-5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и т.д. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специальным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на грудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.

Сроки введения прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, регламентированы Институтом питания

Таблица 12. Сроки введения блюд прикорма при естественном вскармлива-

На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.

Вскармливание недоношенных детей — чрезвычайно трудная и ответственная задача. Недоношенные дети, у которых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 24). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2-3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.

Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала проточной водой, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их выворачивают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10-15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой «Чистые соски». Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой «Грязные соски».

Стерилизация бутылок проводится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой

Рис. 24. Кормление недоношенного ребенка через зонд

снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных — 2-6 раз в сутки, к году — 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскар-

мливании стул наблюдается реже — 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком — его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул.

Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, при наличии мягкой постели, высокой подушки, при неправильной позе ребенка на руках.

С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сгибания головки, а также предупреждает срыгивание.

Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению дыхания.

Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой — голову и спину.

Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста не представляет серьезных трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис. 25, а). Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, используя для переноски ребенка только одну руку, а вторую — оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис. 25, б, в).

Рис. 25. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте

Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослабленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез — специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются постоянная температура, влажность и необходимая концентрация кислорода в воздухе. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 26). Верхняя часть кувеза прозрачная, сделана из органического стекла или пластмассы, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.

Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию кувеза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6-8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще на 5-6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.

Включение кувеза проводится в следующей последовательности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.

Рис. 26. Кувез закрытого типа

Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34-37 °С и относительная влажность воздуха 85-95 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.

Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.

Читайте также:  Вайт той терьер уход

Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий и выхаживания, снижает риск возникновения различных осложнений.

Рис. 27. Реабилитационная кровать для новорожденных с неврологической патологией

Кровать реабилитационная для новорожденных и грудных детей. Для недоношенных новорожденных и грудных детей с неврологической патологией применяют специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»), обеспечивающие комфорт для больного ребенка за счет создания эффекта плавучести и имитации условий, близких к внутриутробным. Максимально низкое контактное давление на тело ребенка предотвращает микроциркуляторные и трофические нарушения. Устройство представляет собой ванну из нержавеющей стали с пористым дном, заполненным стеклянными микрошариками. Под ванной на раме расположены нагнетатель, узел стабилизации температуры нагнетаемого воздуха, система управления и автоматического контроля. Фильтрующая простыня отделяет тело ребенка, плавающего в «сухой жидкости», от стеклянных микрошариков (рис. 27).

1.Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?

2.В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?

3.Как проводится гигиеническая ванна?

4.Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?

5.Назовите правила кормления ребенка грудью.

До заживления пупочной ранки, не следует купать, рекомендуется проводить влажные обтирания. В помещении, где будут проводиться обтирания, должно быть тепло. Если вы уверены, что ребенок не мерзнет, можно снять с него всю одежду. Если же в комнате прохладно, снимайте одежду постепенно, открывая только те части тела, которые собираетесь обтирать влажной губкой. Вода для обтирания должна быть теплой. Двигайтесь от верхних частей тела к нижним. После купания или обтирания смажьте кожные складки малыша стерильным растительным или вазелиновым маслом.

Умывать ребенка нужно ежедневно теплой кипяченной водой. Умойте лицо, затем ушные раковины.

Глаза

Глаза протирайте ватным диском, смоченным в теплой кипяченной воде. Глаза нужно умывать по направлению от наружного у

гла к внутреннему. Для каждого глаза нужно использовать отдельный диск.

Для очищения носовых ходов удобно пользоваться ватными жгутиками, смоченными вазелиновым маслом. Эту процедуру также проводят ежедневно, так как корочки, образовывающиеся в носике могут затруднить дыхание малыша. Жгутики вводят в носовой ход на 1-1,5 см и круговыми движениями очищают изнутри наружу.

Ногти

Для стрижки ногтей рекомендуется пользоваться ножницами с закругленными концами, чтобы избежать травмирования малыша. Ногти нужно стричь 1 раз в 2-3 дня, так как ногти растут быстро и они очень тонкие и острые, ребенок может сам себя поцарапать.

Пупочная ранка

Подмывание

Девочек необходимо подмывать с водой по направлению от живота к спине, во избежание попадания микробов из прямой кишки. Для мальчиков порядок подмывания не имеет особого значения. У мальчиков при подмывании не стоит сдвигать крайнюю плоть.

Посмотрите видео, как правильно ухаживать за новорожденным ребенком

Когда в доме появляется новорожденный, он приносит много счастья. Но наряду с радостью приходят тревоги и заботы. Родители должны приложить все усилия, чтобы малыш рос здоровым, бодрым и полным сил. Обеспечить нормальное развитие младенца можно только при организации правильного ухода за ним. Именно от этого будет зависеть его состояние здоровья в дальнейшем. Наиболее трудными для малыша станут первые недели его жизни. В этот период он приспосабливается к новым для него условиям существования. Поэтому родителям необходимо обеспечить гигиену ребенка, чистоту предметов ухода и белья, режим питания и проветривание помещения.

Создание условий для новорожденного

До возвращения женщины из роддома стоит тщательно убрать дом и комнату, где будет жить малыш. Хорошо пропылесосьте мягкую мебель, почистите ковры, выстирайте шторы, одеяла, половики. С этого момента чистота должна стать неотъемлемой частью жизни для родителей.

Ребенок в этот период очень подвержен воздействию микробов. Соблюдение чистоты позволит предупредить возникновение заболеваний у ребенка.

На первых этапах жизни старайтесь свести к минимуму контакт ребенка с другими людьми. Обязательно просите гостей вашего дома мыть руки перед посещением детской комнаты.

Для обустройства детской вам потребуется кроватка, столик для пеленания, шкафчик или полка для детских вещей и предметов ухода. В комнате необходимо каждый день мыть полы, вытирать пыль влажной салфеткой, но при этом нельзя заметать.

Обязательно необходимо проветривать комнату малыша.

В холодное время рекомендуется проветривать два раза в день по 15 мин. Летом поставьте на окно сетку, это предотвратит попадание в комнату комаров и мух. Постарайтесь избежать наличия большого количества мебели в детской комнате. Это позволит сделать ее просторнее, светлее и предотвратит скопление пыли.

Необходимые предметы для ухода за ребенком

Каждая мама должна иметь перечень необходимых предметов, а именно:

Эти вещи должны постоянно содержаться в чистоте и храниться в отдельном месте.

Купание ребенка

Начинать купание необходимо после того, как у малыша отпадет пуповина и заживет ранка на этом месте. Купание должно проводиться в кипяченой воде, но в последующем потребность в кипячении воды отпадает. Температура воды должна составлять около 37 С°. Во время купания грудничка мама нуждается в помощи. Так, малыша сначала подмывают, после чего полностью опускают в ванночку. Его голова должна находиться на согнутом локте мамы, а кисть ее руки – под его спиной. В это время часть тела ребенка находится над водой, мама поливает его рукой. Далее происходит мытье волос ото лба к затылку. Это позволяет предотвратить попадание мыльной воды в глаза.

Применять мыло при купании стоит не чаще трех раз в неделю.

После купания малыша поднимают спинкой кверху и кладут на чистую простыню, быстро обсушивая его тело. Если у ребенка есть опрелости, то необходимо смазать складки кожи специальным маслом. Одев ребенка, его кормят и укладывают спать. Лучше всего проводить купание в 20.00–21.00 часов.

Прогулки с новорожденным

Кроме проветривания комнаты, новорожденный ребенок нуждается в ежедневных прогулках на свежем воздухе. Это закаляет его иммунитет, способствует наличию у ребенка хорошего аппетита и крепкого сна. При этом свежий воздух может уберечь малыша от развития такого заболевания, как рахит. Совершение прогулок стоит начать с двухнедельного возраста. Начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая длительность прогулки до 2-3 часов.

Стирка белья

Всю одежду, включая пеленки, стоит содержать в чистоте. Маме необходимо стирать белье по мере его загрязнения. Грязное белье способно вызвать у младенца раздражение на коже.

После стирки ошпарьте или прокипятите одежду. Непрокипяченное белье необходимо прогладить утюгом, чтобы уничтожить имеющиеся на нем микробы.

Правильный режим сна

Во сне ребенок нуждается так же, как и в питании. Для новорожденного недостаточно ночного сна, ему необходим и дневной сон. Родителям не стоит переживать о том, что малыш постоянно спит. Чем меньше ребенок, тем у него больше потребность во сне. Новорожденный спит практически целые сутки с перерывами на кормление.

В возрасте 2 мес. малыш спит по несколько часов перед кормлением. С 3 по 10 мес. – 3 раза в день, с 10 мес. до 1,5 л. – 2 раза в сутки.

Родителям необходимо создать определенный режим сна , при котором малыш будет спать в определенное время.

Если ребенок регулярно бывает на свежем воздухе и правильно питается, сон у него наступает быстро, и он спит спокойно.

Уход за новорожденным мальчиком

Уход за мальчиком стоит выполнять в соответствии с общими рекомендациями. Почти 90% мальчиков рождаются с наличием физиологической желтушности. Родителям не стоит переживать, ведь она самостоятельно проходит через несколько недель.

У мальчиков при рождении имеются волосы под мышками, которые через небольшой промежуток времени выпадают. При купании их необходимо аккуратно скатывать мыльцем круговыми движениями, но при этом не выдергивать.

Мошонка в первые месяцы жизни мальчика немного увеличена и имеет оттёки. Врачи рекомендуют родителям прикладывать теплую пеленку без проведения дополнительного лечения.

Для мальчиков характерно и наличие мочекислого инфаркта. Он проявляется в виде красных пятен на подгузнике. Если вы заметили их, дайте ребенку пару ложек кипяченой воды, моча разбавиться и станет менее концентрированной.

Уход за новорожденной девочкой

Уход за девочкой требует более тщательно подхода в силу физиологических особенностей организма. Особенно это касается купания. Подмыв девочку стоит промокнуть салфеткой ее внешние половые губы и смазать их детским кремом. Родителям не стоит переживать о наличии налета светло-серого оттенка на половых губах. Это первородная смазка, которая со временем впитывается в кожу. Если вы заметили, что налета много, во избежание размножения микробов аккуратно удалите его, используя тампон, смоченный в теплой воде.

Набухание области молочных желез не является отклонением в развитии ребенка. Обычно это проходит в течение нескольких суток. Маме необходимо следить за гигиеной в этой области и не сдавливать, не разминать припухлости. Такие необдуманные действия могут привести к воспалению и нагноению. Если набухания длительное время не проходят, родителям необходимо обратиться к врачу.

Беременная женщина думает, что самое главное для нее – это родить ребенка, а там, помогут материнские инстинкты и как-то все образуется. Однако, после рождения малыша она понимает, что только сейчас все и началось и отменить материнство нельзя. И у нее встает следующий вопрос: что делать с новорожденным, как его брать, а как подмывать, а как прикладывать к груди? И инстинкты ничего не могут ей сказать по этому поводу. Если инстинкты молчат – значит, надо учиться! Здесь на помощь маме приходит инструктор по материнскому искусству, который на практике научит маму правильно обращаться с малышом и эффективно организовать свою домашнюю жизнь. Оказать помощь в обучении материнскому искусству можно любой маме, пока ее ребенку не исполнилось 6 месяцев.

Инструктор по материнскому искусству проведет курс занятий, расскажет о физиологических особенностях новорожденного и обучит маму практическим навыкам:

Все перечисленные пункты обучения ухода — это не разрозненные элементы и не меню в ресторане, из которого можно выбирать блюда по своему вкусу. Это целостная неразрывно связанная система, созданная мудрой природой, где одно вытекает из другого. По этой причине обучение материнскому искусству обращения с новорожденным проводится курсами:

Базовый курс из 6 занятий . Это наилучший вариант для мам, малышам которых еще не исполнился 1 месяц. Чтобы к вам выехал инструктор можно обратиться в наш центр на последних неделях беременности, сразу после родов или при выписке из родильного дома.

Основной курс из 4 занятий . Это вариант курса, если мама опоздала, и малышу уже исполнился 1 месяц. Этот вариант оптимален для мам, малышам которых еще не исполнилось 3 месяца.

К сожалению далеко не все родители понимают, что здоровье ребенка в будущем полностью зависит от качества ухода за ним в период новорожденности и в грудном возрасте. Недальновидность родителей позволяет им относиться к биологическим потребностям ребенка с пренебрежением и выбирать элементы ухода как носки на рынке. Для клиентов Центра, которым кажется, что они все знают, или хотят сэкономить деньги на детском здоровье, разработаны дополнительные курсы «эконом-класса»:

Общая консультация по уходу за новорожденным, курс из 2-х занятий. Это курс «эконом-класса» без обучения купанию и высаживанию, целесообразен пока ребенку не исполнилось 2 месяца .Вполне подходящий вариант для ленивых мам, которые кормят грудью, не хотят учиться материнскому искусству, но хотят показать, что они суперские мамы и все-таки что-то сделали для ребенка. Он подойдет также и для тех экономных родителей, которые считают, что вложения в здоровье ребенка через обучение мамы физиологически обоснованному уходу — необоснованная трата.

Обучение адаптационному купанию, курс из 2 занятий, целесообразно проводить до исполнения ребенку 2 месяцев . Это вариант для кормящих мам, находящихся в плену заблуждений и считающих, что они все знают лучше всех и не желают учиться физиологически обоснованному уходу за своим ребенком. В такой ситуации ребенку может помочь даже одно грамотное действие мамы — адаптационное купание.

Обучение высаживанию, курс из 3 занятий, целесообразно проводить до исполнению ребенку 3 месяцев . Это вариант курса для кормящих мам, которые начали понимать, что использование одноразовых подгузников губительно для их детей и хотят сохранить здоровье их почек и мочевого пузыря.

В наше время интернет, книги, журналы и прочие информационные издания могут дать исчерпывающий ответ по вопросу, обучение матери уходу за новорожденным . Многие женщины, когда едут в роддом, уже подкованы знаниями, но есть и те, которые мало чего знают в силу тех или иных обстоятельств. Да и знать теорию в совершенстве, это еще не значит, что она будет применена на практике, так как роды меняют женщину, а малыш может вести себе не так, как это сказано в научной литературе.

Как подготовить мать к рождению малыша, и кто это должен делать?

Помощь в обучении

Всеобщая информационная доступность

Самоконтроль

Все это нужно учесть заранее и знать, что это временное явление. Без должной литературы или уроков всех этих тонкостей узнать неоткуда.

Источник