Меню

Анкетирования по уходу за ребенком

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ УХОДЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ

Анкетирование родителей недоношенных новорожденных о возможных проблемах по уходу

Для выявления возможных проблем родителей по уходу за недоношенными и определения роли медицинской сестры в уходе и выхаживании за недоношенными была составлена анкета в которую входили следующие вопросы:

1. На какой неделе и с каким весом родился ваш ребенок?

2. Есть(были) ли проблемы в организации питания малыша? Если да, то какие?

3. Есть (были)ли проблемы в осуществлении личной гигиены малыша? Если да, то какие?

4. Обучали ли вас методам ухода за недоношенным новорожденным в роддоме? Каким и кто обучал?

5. При помощи каких средств и методов осуществлялось (-ется) выхаживание в роддоме?

6. О каких средствах и методах выхаживания в знаете?

7. Какие еще трудности испытываете в данный момент (или испытывали) при уходе за малышом?

8. Какие рекомендации дали врачи/медицинские сестры по уходу и выхаживании на дому, о каких особенностях рассказали?

9. Из каких источников брали (берете) дополнительную информацию?

10. Участвовали (-уете) ли вы в выхаживании и уходе за ребенком в роддоме? Как?

11. На сколько баллов по 10-балльной шкале* вы оцените роль медицинской сестры в выхаживании вашего малыша и уходе за ним и ее работу? (*10 рассматривать как высшую оценку)

Данная анкета предназначается для родителей недоношенных детей.

Анализ результатов анкетирования

Анкетирование родителей недоношенных детей показало следующее:

4. . из . Утверждают, что методам ухода за недоношенными не обучали. Остальных обучали медицинские сестры. Данный результат говорит о

5. . % выхаживание в кувезе, что подтверждает популярность, эффективность и доступность этого метода.

6. .% родителей знают только о кувезе, т. к. именно с его помощью производилось выхаживание их малыша.

Разработка памятки для родителей: « Уход за недоношенным новорожденным в первый месяц»

Уход за недоношенным в домашних условиях требует от родителей терпения, а так же знаний и навыков. Правильному развитию будет способствовать благоприятная домашняя обстановка, индивидуальные занятия, рациональное питание, соблюдение санитарно-гигиенического режима.

· Для недоношенных очень важна температура окружающей среды, поэтому нельзя допускать переохлаждения или перегревания ребенка. Температура в комнате должна составлять 20-22 градусов; регулярное проветривание (но малыша при этом в комнате быть не должно). К конце первого месяца жизни терморегуляция налаживается, но до этого лучше контролировать температуру тела малыша — измерять утром и вечером безконтактным градусником. Всегда укрывать малыша и одевать теплее или использовать методы обогревания назначенные врачом.

· Вскармливание. Необходимо помнить, что у недоношенных не развито или плохо развито чувство насыщения и голода, поэтому необходимо контролировать объем высосанного молока и соблюдать часы кормления. Суточный объем молока: 10-14 дней жизни — 1/7 масса тела; 14-21 день жизни — 1/6 массы тела; после 21 дня — 1/5 масса тела. Количество кормлений в день зависит от степени: 1 степень — 7-8 раз; 2 степень — 8-9 раз; 3 степень — 9-10 раз; 4 степень — 10-12 раз. После кормления подержите ребенка на руках в вертикальном положении в течении 2-5 минут, что бы предотвратить срыгивание.

· Купание. Принимать ванну необходимо ежедневно, но только после разрешения врача. Вода должна быть кипяченой в первый месяц, а температура 36-37 градусов, воздуха — 25 градусов, длительность 5 — 10 минут. Купать лучше вечером за 30-40 минут до кормления. В воду для купания лучше ничего не добавлять, а применять специальные средства для мытья не чаще 1-2 раз в неделю. После купания необходимо осушить ребенка промакательными движениями (не вытирать!) заранее подогретой пеленкой, а затем, что бы не допустить переохлаждения, одеть.

· Гигиенический уход осуществляется так же как и у доношенных. Ежедневный туалет новорожденного включает в себя обработку носовых ходов, глаз, лица, ушных ходов при необходимости; осмотр состояния кожи ребенка; подмывание; обработка естественных складок; обработка пупочной ранки. Так же необходимо производить подмывание после каждого акта дефекации или мочеиспускание. Подмывание проводят строго спереди назад, что бы не допустить попадания микробов с ануса на половые органы.

· Прогулки. В теплое время года прогулки начинаются сразу после выписки, но при температуре не ниже 24 градусов и в безветренную погоду, а в холодное с 1-2 месяца при массе тела не ниже 2500 — 3000 г. и температуре воздуха не ниже 10 градусов.

Поведение недоношенных будет отличаться, они более медлительны и не так активны как доношенные, но со временем это будет меняться, поэтому не заставляйте малыша играть и бодрствовать, если он устал и хочет спать, к тому же спать они будут больше, чем доношенные. Но при этом не забывайте общаться с ребенком, улыбаться ему и брать на руки, для любого малыша важно слышать и чувствовать маму и папу, что будет способствовать его дальнейшему развитию.

Внимательно отнеситесь к выбору одежды. Она должна быть сделана из натуральных тканей, швы должны быть на лицевой стороне, пуговицы, кнопки и т.д. не должны соприкасаться с кожей ребенка.

Помните, что организм недоношенного ребенка подвержен инфекциям, поэтому необходимо соблюдать чистоту в окружении ребенка и не подпускать к нему больных людей. Лучше убрать все аллергены ( цветы, домашних животных, пыль и т.д.)

1. [Введите здесь необходимый текст]

2. [Введите здесь необходимый текст]

3. [Введите здесь необходимый текст]

1. [Введите здесь необходимый текст]

2. [Введите здесь необходимый текст]

3. [Введите здесь необходимый текст]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Название приложения

[Введите здесь необходимый текст, табличные и графические данные]

Источник

Анкета для женщин, имеющих детей до трехлетнего возраста и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, или неработающих

ВСЕГО ПРОАНКЕТИРОВАНО: женщин

для женщин, имеющих детей до трехлетнего возраста и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, или неработающих.

2. Сколько у Вас детей в возрасте (указывается число детей каждого возраста)

3. Находитесь ли Вы в данный момент в отпуске по уходу за ребенком?

Какой у Вас перерыв в работе?

4. Хотите ли Вы приступить к трудовой деятельности до исполнения Вашему ребенку

5. Ваше желание приступить к трудовой деятельности мотивировано:

¨ другими причинами (укажите)____________________________________

6. Есть ли у Вас дополнительные доходы (кроме пособия по уходу за ребенком)?

7. Сможете ли Вы обеспечить присмотр за детьми в случае Вашего выхода на работу?

8. Желаете ли Вы приступить к работе:________________________________________________

10. С какими трудностями Вы можете столкнуться при выходе на прежнее место работы:

¨ отказ работодателя в приеме на прежнее место работы

¨ психологическое давление работодателя, нежелающего принять Вас на работу

¨ проблемы транспортной доступности места работы

¨ неподходящий режим работы

¨ снижение практических профессиональных навыков при одновременном повышении требований со стороны работодателя к уровню профессиональной квалификации работника

¨ отсутствие возможности обеспечить присмотр за детьми, в том числе, отсутствие мест в детском дошкольном учреждении

11. С какими трудностями Вы можете столкнуться при трудоустройстве на новое место работы:

¨ несоответствие уровня Вашей профессиональной квалификации требованиям работодателя

¨ проблемы транспортной доступности места работы

¨ неподходящие режим и условия труда

¨ отсутствие социальных гарантий

¨ отсутствие возможности обеспечить присмотр за детьми, в том числе, отсутствие мест в детском дошкольном учреждении

¨ полный рабочий день полную рабочую неделю

¨ полный рабочий день неполную рабочую неделю

¨ неполный рабочий день полную рабочую неделю

¨ неполный рабочий день неполную рабочую неделю

13. Желаете ли Вы пройти курсы профессиональной подготовки для получения профессии (специальности)?

¨ да, для использования полученных знаний на бытовом уровне (общение через сеть Интернет, вязание, шитье, приготовление пищи и другое) (укажите)

¨ для работы на дому (укажите какой именно) __________________________________

¨ получить новую профессию (специальность) _____________________________

¨ повысить квалификацию по своей профессии (специальности) ______________

14. По какой форме Вы хотели бы пройти курсы профессиональной подготовки?

¨ краткосрочные курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по образовательным программам дополнительного образования по дневной форме (индивидуальная, групповая) (подчеркнуть)

Читайте также:  Как отказать от ухода за пожилым человеком старше 80

¨ краткосрочные курсы профессиональной подготовки с использованием методов дистанционного обучения (индивидуальная, групповая) (подчеркнуть)

15.Сможете ли Вы обеспечить присмотр за детьми в период Вашего профессионального обучения или повышения квалификации?

16. Какие услуги Вы бы хотели получить от органов службы занятости населения?

Источник

Сохранение здоровья новорожденных и детей грудного возраста

Составление анкеты и проведение опроса для изучения уровня осведомленности матерей по вопросам профилактики заболеваний у новорожденных и детей грудного возраста. Разработка рекомендаций для родителей по методам профилактики заболеваний у детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Казанский государственный медицинский университет »

Министерства здравоохранения Российской Федерации

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02. Основы профилактики

Давлетова Ильмира Ильнуровна, группа 6301

Руководитель: к.м.н. Шакирова Лейла Закиевна

Глава 1. Роль ухода за новорожденными и детьми грудного возраста в сохранении их здоровья

Глава 2. Изучение уровня осведомленности молодых матерей по вопросам профилактики заболеваний детей первого года жизни 2.1 Материал и методы исследования

2.2 Результаты анкетирования

Сохранение здоровья новорожденных и детей грудного возраста относится к приоритетным направлениям профилактической работы службы здравоохранения. Квалифицированная медицинская помощь во время беременности, при родах и в постнатальный период (сразу же после родов) способна предупредить осложнения для матери и новорожденного ребенка и позволяет выявлять и устранять проблемы на ранней стадии [3].

На долю новорожденных приходится 40% всех случаев смерти детей в возрасте до пяти лет. Большинство всех случаев смерти в неонатальный период (75%) происходят на первой неделе жизни, а 25-45% из них — в течение первых 24 часов. Основными причинами смерти новорожденных служат преждевременные роды и низкая масса тела при рождении, инфекции, асфиксия (недостаток кислорода при рождении) и родовые травмы. На долю этих причин приходится почти 80% случаев смерти в этой возрастной группе [2]. Поэтому, ВОЗ и ЮНИСЕФ в настоящее время рекомендуют проводить патронажные визиты квалифицированными работниками здравоохранения на дому в течение первой недели жизни новорожденного, что будет способствовать улучшению показателей выживаемости. В особых случаях новорожденным детям, например с низкой массой тела при рождении, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей или больным от рождения, требуется дополнительная помощь, и они должны направляться в стационар [1].

В предотвращении заболеваний детей в возрасте до года огромное значение имеет не только уровень здравоохранения, но и правильный родительский уход.

Все вышеизложенное и предопределило цель нашей работы.

Цель исследования — изучение информированности родителей о методах сохранения здоровья новорожденных и детей грудного возраста для выявления вопросов, требующих дополнительного профилактического консультирования.

Составить анкету и провести опрос для изучения уровня осведомленности матерей по вопросам профилактики заболеваний у новорожденных и детей грудного возраста.

Разработать дополнительные профилактические рекомендации для родителей по методам профилактики заболеваний у детей.

Глава 1. Роль ухода за новорожденными и детьми грудного возраста в сохранении их здоровья

здоровье новорожденный грудной ребенок

У новорожденного все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных процессов. Все это диктует необходимость создания особых условий и специального ухода за новорожденными.

Качество обслуживания новорожденных определяется правильной организацией работы родовспомогательного учреждения, детского отделения родильного дома и работой персонала [4].

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты и стерильности (асептики). Очень важно одновременно заполнять палаты новорожденных. Если помещение, температурный режим, вскармливание, уход и другие условия окружающей среды строго соответствуют тем требованиям, которые предъявляются организмом новорожденного, то это позволит сохранить здоровье ребенка в период новорожденности.

Уход за новорожденным в родильных учреждениях проводится только средним медицинским персоналом — акушерками и медицинскими сестрами. Не допускаются к работе лица с хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение медицинским персоналом шерстяных вещей, колец.

Персонал обязан всегда иметь чистый халат (при выходе из отделения заменять его другим), шапочку, маску, которую необходимо сменять каждые 3 часа. Личная гигиена должна быть на высоком уровне. Обязательно мытье рук и вытирание их индивидуальными салфетками. Перед заступлением на дежурство необходимо принять душ. Персонал должен дезинфицировать руки перед каждой манипуляцией 0,5 % раствором хлорамина и вымыть их проточной водой.

Ежемесячно у всех работников родильного и детского отделений необходимо производить исследования слизи из зева и носа на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка и стафилококка. Смывы с рук на стафилококк производят также раз в месяц. Бациллоносителей, а также больных гриппом, ангинами и гнойными заболеваниями кожи, особенно кожи лица и рук, надо временно до выздоровления отстранить от работы.

Детская медицинская сестра должна уметь правильно пеленать ребенка. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испарению с ко?ных покровов.

Доношенного новорожденного первые 2—3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей температуре воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.

Общепринятый метод пеленания имеет следующие недостатки: насильственно изменяется физиологическая поза ребенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нарушается кровообращение. Учитывая это, в родильных домах ввели специальную одежду для новорожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пеленки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сложенное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кладут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания движения новорожденного не ограничиваются, и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.

При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывают полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30×30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний — до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1—2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками, с 2—3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3—4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничок.

Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9—10 мес. распашонки заменяют рубашкой, а ползунки — колготками (зимой с носками или пинетками).

Пеленание производят перед каждым кормлением, а у детей с раздраженной кожей или с опрелостями — чаще.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац на нем после пеленания каждого ребенка тщательно протирают дезинфицирующим раствором. На пеленальном столе пеленают здоровых детей. В случае изоляции ребенка пеленание производят в кроватке.

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.

Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмывает его теплой водой (37,5—38 °С). Подмывать ребенка необходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вызвать раздражение. Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее. Следует употреблять нейтральное мыло: «Детское» или другие средства. Хозяйственное мыло для подмывания и купания ребенка использовать нельзя. Совершенно недопустимо подмывание детей непроточной водой в тазике.

Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из половой щели у девочек производят туалет раствором перманганата калия в разведении 1 : 8000 (светло-розовый).

После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осторожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осушая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раздражение кожи) или рыбьим жиром.

Читайте также:  Положены ли родителям компенсации по уходу за ребенком инвалидом

Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смоченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. Полость рта не протирают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует также очищать наружный слуховой проход. Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в растительном масле, рыбьем жире или в масляном растворе витамина В.

Ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не более 5 мин. Купание проводят следующим образом. Ванночку тщательно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую кипяченую воду, которую разбавляют до 37—38°С. Ребенка опускают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и спинку, а правой — за ягодицы и бедра. В воду погружают вначале ягодицы, а затем все тело. Освобожденной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, температура которой должна быть на 1 — 2°С ниже температуры воды в ванночке. Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикладыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.

Таким образом, правильный сестринский и родительский уход обеспечивает сохранение здоровья новорожденных и детей грудного возраста.

Глава 2. Изучения уровня осведомленности молодых матерей по вопросам профилактики заболевание детей первого года жизни

2.1 Материал и метод исследования

Данное анкетирование проводилось в период с декабря 2015 года по январь месяц 2016 г. в Сабинском районе Республики Татарстан.

Вопросы анкеты включали паспортные данные, и вопросы для проверки знаний матерей об уходе за малышом. Всего 22 вопросов (см. приложение 1.). Всего было опрошенных 40 матерей, женщины разных профессий, которые разделились на 4 группы по 10 человек: медицинские сестры, педагоги, повара и домохозяйки.

2.2 Результаты анкетирования

По возрасту (рис 1.) лица, прошедшие анкетированию, распределились следующим образом: 11 мам — в возрасте 18-25 лет, 8 мам — 25-34 лет и 21- старше 35 лет, в связи с этими данными можно сделать выводы о том, что большинство опрошенных людей старше 25 лет и у них более опыта. В исследуемой группе 20 % являются молодыми — лица в возрасте до 25 лет составили 8 человек, то есть не опытные и возможно недостаточно информированные по вопросам ухода за малышом.

По количество детей матери распределились примерно на 3 равные группы (рис. 2), а среднее число детей у респондентов составило 2 ребенка, что является хорошим демографическом показателем Сабинского района Республики Татарстан.

При опросе матерей о ее действиях при гипогалактии (рис. 3) трое опрошенных считают, что нужно докормить ребенка коровьим молоком, 14 -докормить смесями, что является неправильной информацией.

15 женщин правильно считают о необходимости соблюдения диеты и питьевого режима и 8 матерей выбрали правильный вариант ответа, то есть чаще прикладывать к груди. В таких случаях нужно соблюдать диету, изменить свой пищевой и питьевой рацион, нельзя употреблять продукты, которые отрицательно влияют на количество и на качество молока.

В данной диаграмме (рис.4) представлены мнения разных профессиональных групп по поводу продолжительности грудного вскармливания. У 2 групп (педагоги и медицинские сестры) все респонденты ответили абсолютно правильно, что ребенок должен держаться на грудном молоке 1-2 года. Среди домохозяек правильно ответили 8 человек, а у поваров только 5. Эти факты доказывают, что медицинские сестры и педагоги, обладая профессиональными знаниями, в отношении детей лучше информированы в вопросах ухода и вскармливания. Но для получения общей картины информированности матерей мы не стали при рассмотрении следующих вопросов делить респондентов на группы сравнения.

Можно было бы предположить, что информированность матерей зависит от их жизненного и родительского опыта, но при сортировке ответов женщин в зависимости от возраста и числа детей в семье практически различий не получено. Поэтому все следующие вопросы рассматриваются в общей группе респондентов.

Результат опроса показал (рис. 5), что лишь 21 человек считают, что при воспалении молочной железы нельзя кормить ребенка грудью, 9 — думает, что мастит не влияет на качество грудного молока, а 10 — затрудняются ответить на этот вопрос. Действительно, ответ на этот вопрос непростой, так как все зависит от стадии воспалительного процесса и самочувствия женщин, поэтому условно можно считать правильным ответ о необходимости кормления ребенка.

В результате анкетирования я также узнала, про обращении за помощью к медицинским работникам по уходу за ребенком. 65% (26 человек) опрошенных подтверждают, что в процессе воспитания малыша не было вопросов к медицинским работникам. А 35%, то есть 14 человек, и большинство из них молодые, и не отказались от советов профессионала.

В данной диаграмме был предоставлен вопрос о необходимости подготовки груди для вскармливания ребенка. Только 1 человек из 40 считает, что это необязательно. Это хороший показатель, свидетельствующий о достаточной информированности респондентов по этому вопросу.

Предупредить инфицирование через не обработанную грудь легче, чем лечить заболевание ребенка. Поэтому важно правильно и хорошо подготовиться к кормлению.

После рождения организм ребенка вынужден приспосабливаться к жизни отдельно от мамы. Потребность во сне и питании — это главные из его приоритетов. Питание напрямую, пока еще, связано с мамой. Если мама съест продукты, вызывающие аллергию у грудничков, то организм малыша обязательно отреагирует на это. Ведь все, чем питается мама малыша, доставляется ему вместе с грудным молоком.

Исходя из результатов опроса (рис 8), было выявлено, что 23 матерей не знают о таких продуктах как клубника, орехи, шоколад, мед и т.д., которые вызывают аллергические реакции у ребенка.

В результате опроса было выявлено, что 36 (90 %) респондентов знают, что пассивное курение причиняет вред окружающим, а 3 человека не были осведомлены об этом, а одна мать не видит вреда курения окружающих на своего и на здоровье ребенка.

А ведь пассивное курение вреднее активного. Это связано с тем, что в отличие от пассивного, курильщик, получает пропущенные через фильтр порции дыма. Табачным дымом прописывается все окружающее нас пространство, начиная с обоев и заканчивая одеждой. А токсические вещества продолжают поступать в наш организм достаточно длительный период времени после того, как дым остается на всех этих предметах.

Самое страшное, что пассивное курение отрицательно сказывается на детях, чьи родители курят. К сожалению последние не задумываются о вреде от пассивного курения своих детей и последствиях, которые наносят их здоровью.

Закаливание детей до года — это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке. Ребенок только привыкает жить в этом мире с далеко не благоприятной экологической обстановкой. Вокруг сожительствуют миллиарды инфекций, и если не повышать иммунитет ребенка с самого рождения, он просто не сможет им противостоять. Как же закалять грудничка правильно? На что обращать особое внимание?

Исходя из данной диаграммы, выяснилось, что 8 матерей не знают о закаливающих процедурах, а 32 — прогулки в свежем воздухе, водные процедуры, гимнастики, воздушные ванны, ходьба босиком по полу считают закаливанием.

Обработка пупочной ранки — очень важный элемент ухода за новорожденным ребенком, знания матерей по этому вопросу распределились следующим образом: и правильно ответили только 16 матерей.

По вопросам специфической и неспецифической профилактики рахита 35 матерей ответили правильно, 5 — неправильно.

Ужасающим открытием для нас явился факт лояльного отношения респондентов к употреблению алкогольных напитков: несмотря на то, что 39 опрошенных ответили, что кормящей матери употреблять алкоголь нельзя, 20 из них допускают прием алкогольных напитков для улучшения лактации (10 человек) и для успокаивающего действия (10 матерей).

Читайте также:  Скумпия кожевенная в подмосковье уход

С целью изучения информированности родителей о методах сохранения здоровья новорожденных и детей грудного возраста и выявления вопросов, требующих дополнительного профилактического консультирования проведено анкетирование 40 матерей в Сабинском районе Республики Татарстан с декабря 2015 года по январь месяц 2016 г.

Анкеты включала вопросы для проверки знаний респондентов по различным разделам профилактики заболеваний детей.

Среди матерей наблюдались женщины разных профессий (медицинские сестры, педагоги, повара и домохозяйки), по возрасту респонденты распределились равномерно.

По количество детей матери распределились примерно на 3 равные группы, а среднее число детей у респондентов составило 2 ребенка, что является хорошим демографическим показателем Сабинского района Республики Татарстан.

Можно было бы предположить, что информированность матерей зависит от их жизненного и родительского опыта, но при сортировке ответов женщин в зависимости от возраста и числа детей в семье практически различий не получено. Поэтому все вопросы рассматривались в общей группе респондентов.

При изучении уровня осведомленности матерей по вопросам профилактики заболеваний у новорожденных и детей грудного возраста выявлены следующие особенности:

при гипогалактии 3 опрошенных считают, что нужно докормить ребенка коровьим молоком, 14 -докормить смесями, что является неправильной информацией. Только 15 женщин правильно считают о необходимости соблюдения диеты и питьевого режима и 8 матерей выбрали правильный вариант ответа, то есть чаще прикладывать к груди.

по поводу продолжительности грудного вскармливания — все педагоги и медицинские сестры ответили абсолютно правильно, среди домохозяек правильно ответили 8 человек, а у поваров только 5, что доказывает, что медсестры и педагоги, обладая профессиональными знаниями в отношении детей, лучше информированы в вопросах ухода и вскармливания.

лишь 21 мать считает, что при воспалении молочной железы нельзя кормить ребенка грудью, 9 — думает, что мастит не влияет на качество грудного молока, а 10 — затрудняются ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос непростой, так как все индивидуально зависит от стадии воспалительного процесса и самочувствия женщин, поэтому условно можно считать правильным ответ о необходимости кормления ребенка.

65% (26 человек) опрошенных подтверждают, что в процессе воспитания малыша не было вопросов к медицинским работникам, а 35%, то есть 14 человек не отказались от советов профессионала, что свидетельствует о важной роли медицинского персонала о профилактических вопросах.

респонденты вполне достаточно информированы в вопросах необходимости подготовки груди для вскармливания ребенка (только 1 человек из 40 считает, что это необязательно); о вреде пассивного курения (36 человек), о пользе закаливания (32 матери), по специфической и неспецифической профилактике рахита (35 матерей)

недостаточная информированность матерей по следующим вопросам:

— о продуктах, вызывающих аллергию знают только 17 человек;

— о правилах обработки пупочной ранки знают 13 человек;

1.7. самым неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье детей, явился факт лояльного отношения респондентов к употреблению алкогольных напитков: несмотря на то, что 39 опрошенных ответили, что кормящей матери употреблять алкоголь нельзя, 20 из них допускают прием алкогольных напитков для улучшения лактации (10 человек) и для успокаивающего действия (10 матерей).

На основе выявленных вопросов недостаточного уровня информированности матерей разработаны дополнительные профилактические рекомендации для родителей по методам профилактики заболеваний у детей.

Во время кормления грудью женщина должна быть особенно внимательна к продуктам, которые она употребляет в пищу. Бывают случаи, когда продукты, которые женщина принимает в пищу, вызывают аллергические реакции у малыша. Необходимо выяснить, какие продукты вызывают аллергию при грудном вскармливании, и временно не есть их.

На практике, практически любой продукт, который принимает в пищу мама, может вызвать аллергические реакции у ребенка. Чаще других вызывают аллергию цитрусовые, ягоды, шоколад, молоко, яйца, иногда мясо. При грудном вскармливании следует уделять внимание экологической чистоте употребляемых продуктов, так как наиболее сильно вызывают аллергию некоторые химические пищевые добавки. Из овощей наибольшими аллергенными свойствами обладают томаты. Многие желтые овощи, такие как морковь или тыква, тоже иногда вызывают аллергию. Кроме цитрусовых, при грудном вскармливании аллергию могут вызвать бананы, виноград, малина и клубника.

Правила ухода за пупочной раны:

перед каждой процедурой тщательно мыть руки с мылом;

не использовать одновременно несколько антисептиков;

ни в коем случае не нарушать целостность засохшей корочки;

трогать, дергать и отрывать пупочный остаток нельзя;

если отпала пуповинка, купать ребенка следует в кипяченой воде с добавлением слабого раствора марганцовки;

нательное белье малыша требуется тщательно стирать и выглаживать, гарантируя отсутствие микробов на ней;

вещи должны быть из мягких натуральных тканей, без тугих резинок или поясов;

не чаще двух раз в день обрабатывать рану;

категорически запрещается использовать лейкопластырь.

Негативное влияние алкоголя на ребенка при грудном вскармливании однозначно, но не лучшим образом сказывается его употребление и на состоянии матери, а также процессе кормления. Попадая в молоко, алкоголь портит его вкус, что может привести к отказу малыша от груди. Кроме того, «хмельное» молоко сложнее сосать, в итоге снижается сосательный рефлекс и уменьшается выработка молока.

Действуя на организм матери, алкоголь притупляет ее реакции, а уход и присмотр за ребенком требуют повышенного внимания. И чем старше становится малыш, тем больше нужно за ним следить. Расслабленная мама порой не успевает присмотреть за ребенком, что становится причиной различных травм.

Кулакова Д. И., Барашнева Ю. И. «Новорожденные высокого риска. Новые диагностические и лечебные технологии». ГЭОТАР-Медиа,2006 г. с- 369;

Крюкова Д. А., Лысак Л. А., Фурса О. В. «Здоровый человек и его окружение». Ростов н/Д: Феникс,2003 г. с-91;

Комаровский Е. О. «Библиотека доктора Комаровского». Эксмо, 2014 г. с- 12;

Макарова И. Н. «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры». Эксмо, 2010 г. с- 354-357;

Миничева Т. В. «Здоровье ребенка грудного возраста». Символ — Плюс 2005 г. с- 148;

httpHYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»://HYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»wwwHYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»/HYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»nestlebadyHYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub».HYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»ruHYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»/HYPERLINK «http://www/nestlebady.ru/mumclub»mumclub -клуб заботливых мам

httpHYPERLINK «http://doctor16.ru/»://HYPERLINK «http://doctor16.ru/»doctorHYPERLINK «http://doctor16.ru/»16.HYPERLINK «http://doctor16.ru/»ruHYPERLINK «http://doctor16.ru/»/ — официальный сайт МО

httpHYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/»://HYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/»minzdravHYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/».HYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/»tatarHYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/».HYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/»ruHYPERLINK «http://minzdrav.tatar.ru/»/ — официальный сайт МЗ РТ

httpHYPERLINK «http://novorozhdennyj.ru/»://HYPERLINK «http://novorozhdennyj.ru/»novorozhdennyjHYPERLINK «http://novorozhdennyj.ru/».HYPERLINK «http://novorozhdennyj.ru/»ruHYPERLINK «http://novorozhdennyj.ru/»/

Я, Давлетова Ильмира, студентка 3-го курса КМФК при КГМУ, провожу анкетирование для выяснения и изучения трудностей, с которыми сталкиваются молодые мамы.

Вам будут предложены вопросы, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.

Необходимо ответить на все вопросы. Ваши ответы очень важны для данного изучения.

Заполнение анкеты у вас займет 10-15 минут.

Спасибо за участие в опросе.

Ваше имя (не обязательно) _______________________________

Ваша профессия: ________________

Как Вы считаете, до какого возраста необходимо грудное вскармливание?

Докармливание ребенка смесями необходимо с возраста

С роддома при малом количестве молока

Только при малом количестве молока

Необходимости в смесях нет

Ваши действия во время уменьшения объема молока?

Чаще прикладывать к груди

Изменить свой пищевой и питьевой рацион

Докормить коровьим молоком

Необходимо ли готовить грудь для вскармливания ребенка?

Да. Как? __________________________

Если у матери ОРВИ, то ей можно кормить грудью?

Если у матери мастит, то ей можно кормить грудью?

Как Вы считаете, что является профилактикой рахита (нарушение образования костей)?

Ежедневные прогулки на свежем воздухе

Прием пищи богатой Д-витамином

Свой вариант _____________________________

С чем нужно обрабатывать пупочную ранку?

3% раствором перекиси водорода или 5% раствором перманганата калия (марганцовка)

70% раствором этилового спирта

2% раствором бриллиантовой зелени (зеленка)

Всеми 3-мя растворами по обязательной последовательности

Свой вариант _____________________________

Как часто нужно измерять у ребенка массу тела?

Свой вариант _____________________________

Как часто нужно измерять у ребенка температуру?

Свой вариант _____________________________

Можно ли кормящей матери употреблять алкогольные напитки?

Можно. Что? Как часто? _____________________________

Как Вы думаете, в чем причина употребления алкогольных напитков?

Можно ли употреблять пиво для улучшения лактации?

Да. Сколько мл? __________________________

Как Вы думаете, наносят ли вред курильщики окружающим людям?

Какие продукты можно употреблять при грудном вскармливании?

Источник