Меню

Актуальные вопросы организации ухода в практике среднего медицинского персонала

Актуальные вопросы организации ухода в практике среднего медицинского персонала

Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его, чтобы просматривать современные сайты.

Актуальные вопросы организации сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях

Мечетина Г.И., Поликлиника №1 МУЗ «Ногинская центральная районная больница» г. Ногинск, Московская область

Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов.

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал — это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «сестринское», «акушерское», «лечебное» дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентами.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

  • разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
  • создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;
  • обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.

На протяжении многих лет сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений кадрами со средним медицинским образованием, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами и как следствие — ухудшение качества оказываемой медицинской помощи.

Реальная кадровая диспозиция «сестринский персонал — врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

  • увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
  • принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки;
  • недостаточной укомплектованности ЛПУ сестринским персоналом.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себе сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др.

Начало реформирования здравоохранения и переход к работе в новых экономических условиях показали, что опыта работы и хороших знаний в области охраны здоровья недостаточно для правильной организации и четкого руководства работой сестринской службой. Реформа сестринского образования, возникновение новых медицинских технологий и методик, переход от бюджетной к бюджетно-страховой, медицине, выделение особенностей организации здравоохранения – все это обусловило необходимость подготовки специалистов новой квалификации – менеджер сестринского дела.

В настоящее время медицинским сестрам-руководителям приходится решать множество вопросов связанных с переработкой большого объема разнообразной информации. Между тем, руководители не обеспечены современными средствами по накоплению использованию и передаче информации, они почти не получают новейших нормативных материалов по вопросам организации работы сестринского персонала.

Кроме того, анализ хронометража работы старших медицинских сестер показывает большие затраты рабочего времени (2/3) на лекарственное обеспечение и работу с документацией. Это связано с тем, что работа большинства старших медицинских сестер протекает как бы стихийно, они не составляют планов работы, не имеют регламента. Несомненно, работа управленцев низшего звена нуждается в серьезных корректировках: значительную часть своего рабочего времени они должны использовать на обучение медицинских сестер, внедрение в отделениях современного сестринского процесса и т.д.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечения доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний ВИЧ-инфекции, СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Читайте также:  Как оформить оплату отпуска по уходу за ребенком до 3

Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Таким образом, необходимо усилить контроль за знаниями сестринского персонала в области юридических основ деятельности медицинского работника, психологии общения и управления, организации здравоохранения, совершенствовать условия и организацию труда работников со средним медицинским образованием; снижать трудозатраты медицинского персонала на работу с медицинской документацией, путем введения компьютерной технологии, оптимизации и стандартизации учетных и отчетных форм медицинской документации.

Кроме того, необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения. Также назрела необходимость в создании и развитии в Ногинском районе профессиональных сестринских объединений, ассоциаций.

Источник

Статья » Актуальные вопросы сестринского дела»
статья

Пациент занимает активную позицию в решении проблемы,связанной с его собственным благополучием,здоровьем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы сестринского дела. ( статья)

Аннотация. Пациент занимает активную позицию в решении проблемы, связанной с его собственным благополучием, здоровьем. Именно медсестры (медбратья) призваны заниматься охраной здоровья в той же самой мере, как и превенцией заболеваний, лечением. Сюда, в частности, относятся постоянный и непосредственный уход за инвалидами и больными, консалтинговые услуги близким, меры неспецифической превенции заболеваний .

От представителя специалиста среднего звена в области медицины ожидают, что им будет предопределяться основополагающие потребности пациента в случае, если пациент не в состоянии сделать это сам, и будет удовлетворять эти потребности до того момента, пока эта помощь не станет лишней.

Отдельно следует отметить тот факт, что модель профессионала среднего звена в области медицины ориентирована, по большей мере, на человека (группу лиц), нежели на недуг. Данная модель должна прилагаться в соответствии потребностей людей, их семей, сообществ, а также предоставлять профессионалам среднего звена в области медицины широкий диапазон функций и ролей для работы и со здоровыми, и с больными пациентами.

Annotation on the article “Topical Issues of Nursing”

The patient has an active position in solving the problem connected with his own health and well-being.

It is a nurse who is obliged to take care of a patient, as well as to prevent and treat diseases.

The nurse predetermines the fundamental needs of the patient.

It should be noted that the model of middle-level personnel in medicine is for the most part aimed at the patient than at the illness. The model should be used in accordance with the needs of patients, their families, societies. It should also give middle-level specialists a wide range of functions and roles for working with both healthy and unhealthy people.

Author: O. V. Sharaeva, teacher of highest qualification category, candidate of pedagogics, teacher of OP.02 disciplines Anatomy and Physiology and OP.03 Fundamentals of Pathology

Автор: Шараева О.В. преподаватель дисциплин ОП.02 Анатомия и физиология человека. ОП.03 Основы Патологии.

Высшей квалификационной категории.

Кандидат педагогических наук.

Журнал: «Medical Institute аfter Mehrabyan» на русском языке. Аннотация на русском и английском языках. 3 страницы.

Актуальные вопросы сестринского дела.

Порядка десяти-пятнадцати лет тому назад, здравоохранение Российской Федерации получили толчок к развитию идеи, особые параметры таких понятий, как «Сестринский процесс» и «Сестринское дело» [1] .

Как бы это ни показалось странным при первом рассмотрении, в наше время, представляется возможным дискутировать на предмет складывания профессии медицинской сестры. Это обусловливается тем, что в нашей стране идет процесс складывания свода знаний, которые присущи исключительно сестринскому делу, а не являются заимствованными из других областей научного знания [2] .

Читайте также:  Уход за щенками карликово пинчера

Сама по себе, теория сестринского дела обладает существенным значением для развития моделей, согласно которым будет выстраиваться в будущем сестринское дело.

Широким кругам общественности известно, что структурированная в практическом плане профессиональная деятельность, которая включает специально предусмотренные обучением нюансы коммуникации, делают возможным специалисту среднего звена в сфере медицины использовать заготовки. В этом случае, данные специалисты среднего звена, и экономят временной ресурс, и уходят от излишнего экспромта, и избегают нежелательных последствий в оказываемой специализированной помощи, лечении [3] .

В то же самое время, следует констатировать тот факт, что существенные временные затраты, усилия растрачиваются на принятие новых стандартов, как то:

  • протоколов оказания неотложной медицинской помощи в соответствии со строгим алгоритмом;
  • уходу за продолжительно болеющим пациентом;
  • коммуникативные проблемы с родственниками пациентами, с самими пациентами [4] .

Уже вначале, проводя занятия по сестринскому делу в колледже, студенты, перво-на перво на теоретическом, а впоследствии и на практическом уровне, отрабатывают, в разнообразных формах коммуникации с пациентом не только как с объектом, который испытывает нужду в исключительно медицинских мероприятиях, но и как с субъектом [5] .

В настоящее время медик, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному звену, не может считаться профессионально компетентным в случае, если им не было освоено и усвоено весь комплекс коммуникаций с пациентом, который бы опирался на знание относительно возрастного психологического и физиологического потенциала, особенностей [6] .

В силу этого, уже на первом курсе обучения в медицинском колледже, изучается такая дисциплина, как «»Здоровый человек», объединяющая в себе предметы: «Зрелый возраст», «Здоровые дети», «Пожилой возраст» [7] .

Специалисты среднего звена в сфере медицины ни в коей мере не вступает конкуренцию с областью деятельности врача, в то же самое время, обладая достаточным потенциалом, чтобы находиться наравне, рядом с интересами врача [8] .

Таким образом, пациент занимает активную позицию в решении проблемы, связанной с его собственным благополучием, здоровьем. Именно медсестры (медбратья) призваны заниматься охраной здоровья в той же самой мере, как и превенцией заболеваний, лечением. Сюда, в частности, относятся постоянный и непосредственный уход за инвалидами и больными, консалтинговые услуги близким, меры неспецифической превенции заболеваний и пр.

От представителя специалиста среднего звена в области медицины ожидают, что им будет предопределяться основополагающие потребности пациента в случае, если пациент не в состоянии сделать это сам, и будет удовлетворять эти потребности до того момента, пока эта помощь не станет лишней.

Отдельно следует отметить тот факт, что модель профессионала среднего звена в области медицины ориентирована, по большей мере, на человека (группу лиц), нежели на недуг. Данная модель должна прилагаться в соответствии потребностей людей, их семей, сообществ, а также предоставлять профессионалам среднего звена в области медицины широкий диапазон функций и ролей для работы и со здоровыми, и с больными пациентами [9] .

Согласно «Кодексу Международного Совета медсестер», на профессионала среднего звена в области медицины возлагаются следующие обязанности:

  • сохранять здоровье;
  • профилактировать заболевания;
  • восстанавливать здоровье;
  • облегчать страдания [10] .

Потребность в деятельности профессионала среднего звена в области медицины рассматривается в качестве универсальной.

В связи с рассматриваемой проблемой, важным представляется обращение требования современности к ответственности профессионала среднего звена в области медицины, а именно:

  • к личной ответственности за реализацию практических вмешательств, постоянное повышение квалификации;
  • к выполнению работы на столь высоком уровне, который возможен в сложившейся ситуации;
  • к взвешенности решений относительно личной компетенции при взятии на себя/даче поручения [11] .
  1. Алтынбекова У. А., Рамазанова М. А., Кашафутдинова Г. Т., Абдимуратова Б. К. Совершенствование компетентностного подхода в подготовке бакалавров сестринского дела // Вестник КазНМУ. 2016. №3. – С. 230-233.
  2. Галагузова, М. А. Интегративно-деятельностная подготовка медицинских сестер в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 35 — 41.
  3. Глухих, С. И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — №1. – С. 73-78.
  4. Глухих С. И. Интегративно-деятельностный подход в подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании: монография. – Екатеринбург, 2011. – 120 с.
  5. Глухих, С. И. Интеграция профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных педагогов // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 32-38.
  6. Ларионова, И. А. К вопросу об интегративной подготовке специалистов социальной сферы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2011. — № 1. — С. 16-25.
  7. Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии, 2012. — 328 с.
  8. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы (изв.) // Сестринское дело. — 2009. — № 5. — С. 4-7.
  9. Пьяных, А. В. Оптимизация подготовки медицинских кадров в системе высшего профессионального образования по направлению «Сестринское дело»: дисс. . канд. мед. наук — М., 2015. — 42 с.
  10. Свиридов И. А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалиста сестринского дела в учреждениях первичной медико-санитарной помощи [Текст]: автореф. дис. . канд. мед. наук. Кемерово, 1999. — 24 с.
Читайте также:  Щенки той терьеры уход за щенком

[1] Глухих, С. И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — №1 — С. 73-78.

[2] Глухих С. И. Интегративно-деятельностный подход в подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании: монография. – Екатеринбург, 2011. – 120 с.

[3] Алтынбекова У. А., Рамазанова М. А., Кашафутдинова Г. Т., Абдимуратова Б. К. Совершенствование компетентностного подхода в подготовке бакалавров сестринского дела // Вестник КазНМУ. 2016. №3. – С. 230-233.

[4] Пьяных, А. В. Оптимизация подготовки медицинских кадров в системе высшего профессионального образования по направлению «Сестринское дело»: дисс. . канд. мед. наук — М., 2015. — 42 с .

[5] Свиридов И. А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалиста сестринского дела в учреждениях первичной медико-санитарной помощи [Текст]: автореф. дис. . канд. мед. наук. Кемерово, 1999. — 24 с.

[6] Глухих, С. И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — №1. – С. 73-78.

[7] Галагузова, М. А. Интегративно-деятельностная подготовка медицинских сестер в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 35 — 41.

[8] Ларионова, И. А. К вопросу об интегративной подготовке специалистов социальной сферы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2011. — № 1. — С. 16-25.

[9] Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы (изв.) // Сестринское дело. — 2009. — № 5. — С. 4-7.

[10] Глухих, С. И. Интеграция профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных педагогов // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 32-38.

[11] Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии, 2012. — 328 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются новые подходы к построению содержания уроков математики .

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образовани.

Перечень вопросов для подготовки к зачёт по МДК «Теория и практика СД»ПМ. 04, ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПМ 04 «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»МДК04.01 «Теория и практика сестринского дела»Специальность «Сестринское дело».

Перечень вопросов для промежуточной аттестации ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

Актуальные вопросы профориентации.

Перечень вопросов для подготовки к зачёт по МДК «Теория и практика СД»ПМ. 04, ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая .

Источник