Меню

Актуальность школ по уходу

Оценка долговременного ухода на базе школы родственного ухода

Дата публикации: 24.02.2021 2021-02-24

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Мартынов, Д. А. Оценка долговременного ухода на базе школы родственного ухода / Д. А. Мартынов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78818/ (дата обращения: 16.08.2021).

В статье автор рассматривает новую технологию помощи пожилым людям долговременный уход, его цели и задачи. Также в статье описана одна из технологий долговременного ухода — школа родственного ухода, для оценки эффективности и качество которой было проведено социологическое исследование.

Ключевые слова: долговременный уход, пожилые люди, школа родственного ухода.

Долговременный уход за пожилыми людьми — это новое направление в России. В 2017 году по поручению Президента Российской Федерации был разработан и утвержден «Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами», и к началу 2018 года запущен трехлетний пилотный проект по созданию системы долговременного ухода.

Главная цель системы долговременного ухода — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, обеспечить поддержку их семьям, а также обеспечить взаимодействия пожилого человека с органами и организациями, включенными в систему долговременного ухода после его однократного обращения в одну из этих организаций [1].

Задачи долговременного ухода [3]:

1) Определение (унификация) критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах.

2) Совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, а также иных услуг и мероприятий.

3) Организация порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая синхронизацию информационных систем в соответствующих сферах, способах и объемах передачи необходимой информации о состоянии гражданина его родственникам и организациям социального обслуживания.

4) Развитие и поддержка семейного (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста с ограничениями жизнедеятельности.

К настоящему времени государственная система ухода за гражданами с ограниченными возможностями здоровья и дефицитом самообслуживания находится в стадии становления. При этом сам уход требует специальных знаний и навыков, которые сложно освоить самостоятельно. С этой целью в учреждениях социального обслуживания организуются «Школы родственного ухода» (далее — Школа) для социальных работников и родственников граждан, нуждающихся в постороннем уходе, для обучения специальным знаниям и навыкам ухода. Длительность обучения может варьировать от 4 до 16 часов в зависимости от уровня подготовки (базовый или продвинутый).

Цель работы Школы: получение знаний и приобретение практических навыков по уходу за гражданами с ограниченными функциональными возможностями (инвалидами, гражданами пожилого возраста) для повышения качества их жизни.

– информирование родственников и других лиц, осуществляющих уход, о видах и формах социальной помощи, об особенностях проблем здоровья и питания граждан пожилого возраста и инвалидов, о методах контроля за изменением состояния здоровья инвалидов и пожилых людей, правилах создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы; об использовании технических средств реабилитации;

– обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому, методам и практикам ухода и дезинфекции, когнитивного тренинга и профилактики деменции, навыкам простых медицинских манипуляций и кормления, поддержания личной гигиены подопечных; основам физической реабилитации при функциональных нарушениях, правилам перемещения и транспортировки;

– консультирование по получению социальной помощи, использованию технических средств реабилитации [2].

Учениками Школы, которые имеют право на обучение, могут стать:

1) родственники граждан пожилого возраста и инвалидов;

3) пожилые граждане и инвалиды, желающие овладеть навыками самоухода, нуждающиеся в реабилитации.

В городе Красноярске с 21.01.20 по 03.02.21 методом свободного интервью было проведено социологическое исследование «Отношение родственников пожилых людей к организации долговременного ухода» на базе «Школы родственного ухода» в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Октябрьский».

Объектом исследования выступили — ученики Школы — родственники, осуществляющие долговременный уход за пожилыми людьми.

Цель исследования — изучить представление учеников Школы об эффективности «Школы родственного ухода» как технологии долговременного ухода за пожилыми людьми.

Актуальность исследования состояла в выявлении оценки родственников-участников Школы организации обучения в ней, а также их рекомендаций по повышению его качества.

Для достижения цели были выделены такие эмпирические индикаторы как:

  1. степень осведомленности респондентов осведомлены о недугах человека, которому предоставляется уход;
  2. оценка качества организации деятельности «Школы родственного ухода» и насколько качество соответствует ожиданиям получателей этих услуг;
  3. рекомендации респондентов по вопросу повышения результативности родственного ухода.

Количество респондентов — восемь человек, из которых 100 % являлись представителями женского пола. Можно предположить, что в России исконно существует традиционное распределение обязанностей в семьях и женщины более склонны к хозяйственным делам, в т. ч. забота о ближних.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

– Большинство респондентов (62,5 %) имеют полное представление о том, что такое долговременный уход, эта же часть опрошенных имеет обширные представления о болезни своего подопечного, но несмотря на это они хотели бы получить еще больше знаний, следовательно, данная технология стимулирует людей совершенствовать свои знания для полного понимания диагноза подопечного.

– 100 % респондентов указали на наличие трудностей в реализации долговременного ухода за пожилым человеком, а также высказали, что им необходима помощь со стороны социальных работников (87,5 %), среди которых также упомянули родственников (25 %) и психологов (12,5 %), остальные хотели бы получить помощь со стороны государства.

– В ходе исследования выяснилось, что ожидания учеников совпадали с реальностью. 87,5 % респондентов отметили, что технология является очень эффективной, 75 % респондентов без колебаний подтвердили, что видят положительные результаты данной деятельности.

Читайте также:  Оплата больничного по уходу за ребенком после увольнения по собственному

В процессе анализа мнений респондентов были отмечены их предложения, способные повысить качество Школы:

а) следует ввести в Школу родственного ухода волонтеров, которые смогут заниматься пожилыми родственниками учеников в их отсутствии;

б) увеличить количество часов занятий;

в) специалистам, ведущим Школу, стоит уделять больше внимания индивидуальному подходу к ученикам.

Результаты данного исследования демонстрируют успешное развитие и эффективность долговременного ухода в России, несмотря на ее недавнее введение. Также можно сказать, что эта технология в большой степени является очень важной, а в будущем, возможно, неотъемлемой технологией поддержки пожилых людей.

  1. Сидоренко, Е. А. Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами как элемент сопровождаемого проживания: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания населения / Е. А. Сидоренко, В. Г. Сухих, В. А. Чеха. — Красноярск: 2019. — 190 c. — Текст: непосредственный.
  2. Чеха, В. А. Школа патронажного ухода за гражданами с ограниченными функциональными возможностями в учреждениях социального обслуживания и в домашних условиях: методические рекомендации для специалистов службы социального обслуживания и родственников. / В. А. Чеха, Л. И. Кононова, О. Ю. Кутумова, О. И. Аксарина. — Красноярск: 2018. — 53 c. — Текст: непосредственный.
  3. Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан. — Текст: электронный // Министерство социально политики Красноярского края: [сайт] — Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан (rmc24.ru)

Источник

ШКОЛА РЕАБИЛИТАЦИИ И УХОДА

Главной ценностью каждого современного общества является человек. Создание развитой экономики, социально-экономические и политические преобразования, утверждение гуманистических ценностей, все это направлено на создание условий для полноценной жизни человека.

Проблема инвалидности в современном обществе становиться всё более актуальной и значимой, так как с каждым годом, количество людей, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, неуклонно растет.

Население Самарской области составляет более 3 300 000 человек, из них около 940 000 пенсионеры, более 246 тысяч инвалиды. Доля тяжелых групп инвалидности среди лиц трудоспособного возраста составляет более 60%., из них более 23 тысяч инвалидов нуждаются в постоянном постороннем уходе.

В настоящее время сохраняется тенденция увеличения доли пожилых граждан и инвалидов в структуре населения, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями. Особенности их образа жизни и имеющиеся социально-экономические проблемы выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Пожилые люди и инвалиды наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации направленные на улучшение качества жизни, обеспечение условий для проживания в собственном доме как можно длительное время посредством правильного ухода.

Социальные мероприятия включают в себя осуществление медицинской, социальной, профессиональной, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации пожилых и инвалидов.

При имеющейся на настоящее время большой очерёдности как в лечебно-профилактические учреждения, так и в учреждения социального обслуживания большая часть пожилых граждан и инвалидов не могут быть обеспечены мероприятиями по уходу на дому. Это свидетельствует о том, что по мере дальнейшего увеличения численности инвалидов и пожилых граждан, нуждающихся в уходе на дому среди населения, их доля в потребности медицинской и социальной помощи будет расти.

Крайне злободневна проблема трудоустройства граждан, несущих тяжелые заботы об инвалидах и пожилых, производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для данной категории граждан. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей инвалида или тяжелобольного родственника, требующего постоянного ухода. Все выше перечисленные проблемы в итоге могут привести к резкому ухудшению материального благополучия. В свою очередь прошедшие специальную подготовку родственники способны быстрее компенсировать все морально-этические и психологические проблемы, возникающие в семье.

Это важный социальный аспект более полной и быстрой интеграции данной категории лиц в общество. Кроме того, родственники, обученные общим правилам и принципам общего ухода, получат возможность в более короткие сроки возвращения к труду. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять дополнительные мероприятия медико-социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан, направленные на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи.

Целью организации «Школ обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами» является:

  • достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека, в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи.
  • Повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий
  • создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, способствующие формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме.
  • Расширение возможности трудоустройства и возможности учиться родственникам, осуществляющим уход за инвалидом или пожилым человеком.
  • Высвобождение свободного времени и уменьшение случаев ухода с работы родственников в связи с необходимостью ухода за инвалидом или пожилым человеком
  • снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания инвалидов, оказывающих реабилитационные услуги.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УХОДА ЗА ПОЖЫЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Источник

Школа ухода за маломобильными гражданами

Школа ухода за маломобильными гражданами. Полатова Н.И., заместитель директора по социально — реабилитационной работе. Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района»

ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания г.Черемхово и Черемховского района внедрил в работу новую технологию как бесплатное обучение слушателей в «Школе ухода за маломобильными гражданами».

Основная задача Школы — обучение родственников, специалистов Центра работающих с ними и других лиц, осуществляющих уход за маломобильными гражданами, навыкам общего ухода, которым трудно себя обслуживать в силу возраста или инвалидности, а также правильному использованию тростей, костылей, колясок и других технических средств реабилитации.

Читайте также:  Стихи при уходе пенсию мужчине

Для некоторых людей уход за лежачими больными – это работа. Но никто из нас не застрахован от необходимости ухаживать за кем-то из родственников с ограниченными физическими возможностями. Мы рассказываем и показываем, о чем нужно знать, чтобы обеспечить нормальный уход больному и облегчить себе жизнь. Правильный уход позволяет не только улучшить качество жизни, но и способствует усилению саногенезных процессов в организме, что неотвратимо приводит к уменьшению клинических проявлений основного заболевания. За пределами больниц уход в первую очередь ложиться на плечи родственников.

«Школа ухода за маломобильными гражданами» — это инновационная форма социального обслуживания, призванная помочь гражданам, осуществляющим уход на дому в домашних условиях.

Программа занятий Школы ухода включает: изучение теоретических основ и практическое освоение навыков общего ухода, профилактики осложнений, методов самообслуживания, правил гигиенического ухода, питания и кормления, приемов первой доврачебной помощи. На занятиях отрабатываются практические навыки по уходу за лежачими клиентами: использование абсорбирующего белья, проведение процедур по личной гигиене, профилактика пролежней и осложнений. С одной стороны данные мероприятия направлены на создание более комфортной обстановки для больного, с другой для облегчения процесса ухода для родственников.

Основной особенностью обучения является его практическая направленность. Знания и навыки, полученные в «Школе ухода», позволят родственникам маломобильных граждан создать своим подопечным условия для как можно более полной и достойной жизни, а работающим с маломобильными гражданами специалистам – повысить свою квалификацию.

Основные формы работы Школы ухода:

— консультирование по вопросам, относящимся к компетенции Школы;

— групповые и индивидуальные занятия (лекции, семинары, практические занятия, тренинги и т.п.) с инвалидами, гражданами пожилого возраста и лицами, осуществляющими уход за инвалидами и престарелыми гражданами на дому;

— выезд специалистов Школы ухода на дом.

В «Школе ухода» слушатели получают консультации по вопросам реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов и оказания юридической помощи в вопросах медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов.

В учреждении работает специализированное отделение социально — медицинского обслуживания на дому. Здесь услуги получателям услуг с тяжелым заболеванием предоставляют: медицинские сестры, сиделки. С клиентами специализированного отделения социально- медицинского обслуживания проводятся групповые занятия, направленные на профилактику различных заболеваний, на формирование здорового образа жизни.

  • Услуги сиделки внедрены в нашем учреждении с ноября 2012 года при специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому.
  • Количество граждан, которым оказаны услуги сиделки в 2018 году составляет – 67 человек.
  • Количество услуг, оказанные (сиделками) в 2018 году составляет – 114313
  • Количество услуг, оказанные (сиделками) в четвёртом квартале 2018 года составляет – 31217

После завершения обучения все слушатели получают методические рекомендации, разработанные специалистами Центра.

Очень важен для родственников, сиделок, инвалида психологический аспект ухода. Человек, находящийся на постельном режиме, так же как и его родственники, нуждаются в психологической поддержке. Психолог учреждения проводит беседы с пациентом, мотивируя его на выздоровление, стремится создать благоприятную психологическую атмосферу в семье. Участникам мероприятий «Школы ухода за маломобильными гражданами» оказывается психологическая помощь в общении с тяжелобольными людьми. Даются советы и рекомендации родственникам больного по поддержанию своего психического благополучия.

Механизм реализации:

1.Координация взаимодействия с ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» по организации занятий «Школы ухода за маломобильными гражданами» для социальных работников.

2.Разработка программы лекционной работы «Школа ухода за маломобильными гражданами» в соответствии с потребностями социальных работников и специалистов по уходу за инвалидами.

3.Организация лекционных занятий в ОГБУСО « Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» с привлечением высококвалифицированных врачей, преподавателей ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум», в рамках заключенного договора между двумя организациями.

4.Обеспечение ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» в рамках «Школы реабилитации и ухода» методическими рекомендациями по организации и основным правилам ухода за лежачими больными, и больными, ограниченными в передвижении, в особенностях психологического подхода к таким больным.

В результате проведенных мероприятий сиделки, социальные работники, специалисты по уходу за инвалидами, а также родственники тяжелобольных подопечных Центра получают информацию и медицинские консультации по вопросам реабилитации тяжелобольных инвалидов, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, усваивают навыки ухода за ними с учетом имеющихся заболеваний.

Ожидаемые результаты

-повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;

— социально – бытовая и социально – средовая адаптация тяжелобольных граждан;

— создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;

— высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода;

— снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

— снижение риска возможности развития тяжелых заболеваний.

Всего в обучении приняли участие 78 человек. Категория слушателей:

— социальные работники, сиделки – 41 человек.

В прокат мы можем предоставить технические средства реабилитации.

Паспорт инновационной технологии (проекта)
«Школа ухода за маломобильными гражданами»
1. Наименование проекта «Школа ухода»
2. Тема проекта Организация работы с родственниками осуществляющих уход за маломобильными и немобильными пожилыми гражданами и инвалидами по программе «Школа ухода»
3. Направления инновационной деятельности Улучшение социального положения, повышение качества жизни, создание условий для реабилитации маломобильных и немобильных пожилых граждан и инвалидов на дому
4. Наименование учреждения ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района»
5. Адрес г.Черемхово, ул. Ленина, 18
6. Телефон/факс Тел.: 8 (39546) 5-27-04
7. Сайт http:chercomplex.ru
Адрес электронной почты kcson@chercomplex.ru
8. Руководитель учреждения Яновская Елена Витальевна
9. Руководитель проекта Полатова Наталья Ивановна
10. Ответственный исполнитель проекта Заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому Гамаюнова Юлия Геннадьевна
11. Консультант (при наличии) Горохова Наталья Петровна, преподаватель «Черемховского медицинского техникума»
12. Дата создания инновационного проекта и реквизиты приказа о его внедрении Приказ от 05.03.2018 № 755 О создании «Школы ухода за маломобильными гражданами».

Приказ от 02.03.2018 № 741 О внедрении инновационной технологии «Школа ухода за маломобильными гражданами». 13. Кадровый состав специалистов, участвующих в реализации проекта Заместитель директора по реабилитационной работе, специалист по социальной работе, социальные работники и медицинские сестры отделения социально-медицинского обслуживания на дому, психолог 14. Категория участников проекта Родственники маломобильных и немобильных пожилых граждан и инвалидов, социальные работники, сиделки 15. Продолжительность реализации В течение года.

Занятия включают в себя обучение социальных работников, сиделок, родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, по программе. Продолжительность обучения 4 недели 16. Используемые ресурсы: 16.1 организационные Разработка положения и тематического плана инновации «Школа ухода», формирование групп обучающихся из числа родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, расписание учебных занятий, закрепление лиц, ответственных за проведение занятий 16.2 кадровые Заместитель директора по реабилитационной работе, специалист по социальной работе, социальные работники и медицинские сестры отделения социально-медицинского обслуживания на дому, психолог 16.3 материально-технические Организация помещения для проведения занятий, демонстрационный и раздаточный материал, отражающие основное содержание занятий 16.4. финансовые, в том числе по источникам Без затрат 17. Цель проекта Обучение родственников правилам и способам ухода за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами для улучшения самочувствия, восстановления или поддержания их способностей к бытовой деятельности, адаптации к изменившимся условиям проживания. 18. Задачи проекта Улучшение системы ухода на дому, мотивация на объединение работников центра и родственников;

создание единого оптимального отношения к больному у членов семьи;

развитие навыков бесконфликтного общения в семье;

формирование позитивного отношения к жизни;

создание информационно-справочного материала по уходу в домашних условиях за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами;

улучшение социального самочувствия граждан пожилого возраста в связи с проживанием в семье;

обеспечение маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов необходимой поддержкой и уходом со стороны родственников. 19. Практическая значимость проекта 20. Прогнозируемая результативность проекта Повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе.

Создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек.

Улучшение физического и психологического состояния здоровья больного человека.

Снижение потребности маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания 21 Индикаторы и показатели эффективности проекта Количество родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, обученных правилам и способам ухода, к общему числу выявленных нуждающихся родственников.

Количество занятий, проведенных в «Школе ухода» по отношению к утвержденному количеству занятий согласно плана на данный период. 22. Периодичность отчетности о результатах внедрения технологии (годовая, квартальная и т.п.) Ежемесячная, ежеквартальная 23. Актуальность проекта Население г.Черемхово, г.Свирска, Черемховского и Заларинского районов, переживает устойчивый период демографического старения.

В дальнейшем прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста. В перспективе прогнозируется рост величины нагрузки населения нетрудоспособного возраста на население трудоспособного возраста.

Такая тенденция предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, охрану и укрепление здоровья, предоставление им широкого спектра социальных услуг и адресной помощи, способствующих их нормальной жизнедеятельности. 24. Описание проекта Планирование процесса обучения родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов по программе «Школа ухода» проводится с учетом индивидуального подхода к каждому обучаемому.

Для повышения качества жизни маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов и создания им соответствующих условий для реабилитации, родственников обучают основным навыкам ухода с учетом характера его заболевания и индивидуальных особенностей согласно программе «Школа ухода».

Весь процесс обучения делится на 4 этапа.

формирование банка данных семей, осуществляющих уход за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами и желающих пройти обучение по программе «Школа ухода»;

формирование групп обучающихся;

составление плана обучения.

На данном этапе ведется подготовка и изготовление информационно-справочного материала по организации ухода за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами:

памятки, буклеты, брошюры (советы родственникам по уходу за больными престарелыми людьми; уход за больными в терминальной стадии заболевания и т.д.).

проведение обучения на базе ОГБУСО «КЦСОН г.Черемхово и Черемховского района».

Занятия проводят сотрудники Центра (заведующие отделениями социального и социально-медицинского обслуживания на дому, медицинские сестры, психолог, врачи, преподаватель медицинского техникума);

в процессе обучения в «Школе ухода» используются различные формы обучающих занятий: лекции, индивидуальные беседы, практикумы:

лекции для родственников, осуществляющих уход за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами, по вопросам организации эффективного ухода на дому;

практические занятия (биомеханика тела, измерение жизненных показателей, выбор удобного положения тела больного и его перемещение, здоровое питание, выделение продуктов жизнедеятельности организма, обработка и профилактика пролежней, навыки медицинских манипуляций и др.);

психологический помощник (обучение элементам эффективного общения, методам предотвращения или коррекции депрессивных состояний, возникающих у родственников тяжелобольных людей);

обучение навыкам правильного пользования реабилитационной техникой;

По окончании обучения каждый получает пакет информационно-справочного материала по организации ухода.

анкетирование родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, прошедших обучение, для выявления уровня удовлетворенности организацией обучающего процесса в «Школе ухода»;

Источник